Согласно распространенному 11 января Информационным штабом Арцаха (Нагорный Карабах) пресс-релизу, «уже вторые сутки, как из-за аварии, зафиксированной на 33-ем км. единственной высоковольтной линии в 110 кВ Горис-Степанакерт, питающей Арцах из Армении, на участке Ахавно-Бердзор, народ Арцаха столкнулся с новым вызовом, не имея возможности получать электричество из РА» . Отмечается, что «азербайджанская сторона не предоставляет возможности проведения аварийно-восстановительных работ в указанном месте, грубо нарушая все нормы и принципы международного права».
Как известно, после окончания 44-дневной войны в Арцахе осенью 2020 г. и по настоящее время отключения электроэнергии, а также остановка поставок природного газа из Армении в Арцах стали вполне обыденными явлениями. Например, в ночь на 8 марта 2022 года в связи с аварией на газопроводе Шуши – Лисагор – Бердзор в Шушинском районе (находящемся под контролем Азербайджана) была прекращена подача газа в Арцах из Армении. При этом Азербайджан открыто препятствовал проведению ремонтных работ на газопроводе и разминированию прилегающей территории. Важно отметить, что парализация газовой инфраструктуры сопровождалась интенсивным обстрелом вооруженными силами Азербайджана таких населенных пунктов Арцаха, как Храморт, Парух и Хнапат Аскеранского района .
Азербайджан перекрыл не только армянской и арцахской сторонам, но также российским миротворцам приблизиться к газопроводу для его восстановления. Спустя несколько суток в результате переговоров при содействии правительства Армении и российских миротворцев Баку восстановил поврежденный газопровод. Однако после того, как 21 марта из-за вмешательства Азербайджана вновь прекратились поставки газа в Арцах, Степанакерт заявил, что есть достаточные основания утверждать, что во время ремонтных работ на газопроводе азербайджанская сторона установила задвижку, с помощью которой и перекрывается поставка природного газа.
Аварию в Арцахе в марте 2022 года, ровно как и последующие аварии с прекращением поставок природного газа и электроэнергии можно охарактеризовать как гуманитарную катастрофу, так как прекращение поставок поставило население Арцаха в крайне тяжелое социально-экономическое положение. Ситуацию с газотранспортным коллапсом в Арцахе следует оценивать в рамках международного права, в частности, в соответствии с принципами и ценностями Декларации социального прогресса и развития (1969 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. (1966 г.), Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания (1973 г.) и пр. Очевидно, что прекращение поставок электроэнергии и газа в Арцах генерирует как энергетический, так и продовольственный кризис. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость энергоснабжения для нормального функционирования учебных заведений и больниц, базовые права арцахских армян можно считать попранными.
Однако с другой стороны рассмотрение указанных вопросов исключительно в контексте международного гуманитарного права приводит к своеобразной геополитической ловушке. По всей вероятности, Баку предусматривает два сценария:
1. продолжительная блокада Арцаха трансформирует гуманитарный кризис в гуманитарную катастрофу, после чего Баку предлагает арцахским армянам бесперебойные поставки газа и электроэнергии, продовольствия и медикаментов (возможно, по своим внутренним ценам). В результате гуманитарная проблема решается, однако тем самым дается старт ползучему поглощению Арцаха Азербайджаном. Таким образом, пресловутый тезис И. Алиева о том, что «Карабах – это внутренний вопрос Азербайджана» воплощается в жизнь;
2. в определенный кульминационный момент гуманитарного кризиса Баку открывает Бердзорский (Лачинский) коридор, в результате чего часть населения Арцаха покидает свои дома и перебирается в Армению. Таким образом, происходит деармянизация Арцаха.
Как видим, в обоих случаях мы имеем дело с использованием гуманитарного кризиса для решения геополитической задачи. Вот почему поставки газа и электроэнергию в Арцах неверно сводить лишь к международному гуманитарному праву (как это делают многие в Армении).
В любом случае, Арцаху как никогда необходима диверсификация энергосистемы путем развития собственной генерации с повышением КПД оставшихся в собственности непризнанной республики шести ГЭС.
Маркаров Александр, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ, SPIN-код: 9302-0149.
Давтян Ваге, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности», SPIN-код: 7094-6199.
Для цитирования: Маркаров А.А., Давтян В.С., 2023. Трудности в энергоснабжении Республики Арцах – Геоэкономика энергетики. Приложение. № 1 (21). С. 1-3.