Состояние взаимодействия России и стран ЕС в энергетической сфере: декабрь 2022 года

Декабрь 2022 г., как и предшествующие несколько месяцев, не продемонстрировал кардинально новых тенденций во взаимоотношениях Российской Федерации и Европейского союза в сфере энергетики. Вместе с тем, как мы сможем увидеть, говорить о каком-либо затишье в противоборстве двух сторон под конец года явно не приходится.

Серьёзные и в то же время схожие изменения произошли с ценами на нефть и газ. Стоимость обоих энергоресурсов была относительно стабильной в начале месяца (86–88 долл. за баррель[1] и 1400–1700 долл. за куб. м[2] соответственно). Однако за последующие дни произошло резкое падение цен. Если нефть, снизившись к 11 декабря до уровня 76 долл. за баррель, затем начала постепенно восстанавливаться, то газ продолжил опускаться вплоть до показателей в 800 долл. за куб. м. Несомненно, не последнюю роль в этих скачках сыграли произошедшие в декабре события, в т.ч. относительно высокие температуры на европейском континенте во второй половине месяца, но также не стоит забывать и о факторах, которые были упомянуты в предыдущих материалах, такие как заполнить хранилищ и общее снижение спроса.

Главного аспектом деятельности ЕС в энергетической области стало введение новых ограничений. После ноябрьских неудач страны-участницы смогли договориться о введении «потолка цен» на нефть и нефтепродукты[3]. В случае первой категории верхний потолок составил 60 долл. за баррель и вступил в силу 5 декабря, в то время как ограничения по отношению ко второй начнут действовать с 5 февраля и будут конкретизированы позже. Кроме того, подчеркивается, что эти меры могут пересматриваться для ведения более эффективной борьбы с Российской Федерацией. Здесь же отметим, что уже в конце месяца Министерство финансов США опубликовало предварительную инструкцию о применении «потолка цен»[4]. В ней, помимо всего прочего, указано, что ограничения не будут касаться нефтепродуктов, которые будут подвергнуты глубокой переработке на территории вне российской юрисдикции (к этим процедурам относятся дистилляция, термической переработка, каталитический крекинг, гидроочистка и др.). Одновременно с «потолком цен» на нефть, к которому впоследствии присоединилась Швейцария[5], начало действовать и принятое ранее эмбарго на российский энергоресурс, поставляемый морским путем.

Однако предприняты со стороны Европейского союза шаги коснулись и газового направления. Первые план по принятию «потолка цен» на газ были озвучены 12-13 декабря, но обсуждение этого вопроса было отложено[6]. Чуть позже Совет ЕС утвердил девятый пакет антироссийских санкций, лишь опосредованного затрагивающий сферу энергетики[7], зачем вскоре последовали анонс и официальное утверждение «потолка цен» на газ[8]. Последнее стало вторым крупным ограничением Европейского союза в энергетической области в прошедшем месяце. В отличие от «потолка цен» на нефть, который, по заявлению стран-инициаторов, будет регулярно пересматриваться, данные меры изначально носят динамический характер, т.к. верхняя граница привязана не к стоимости газа, а к цене за мегаватт-час. Для преодоления разногласий между сторонниками более высокого и более низкого «потолка цен» был выбран компромиссный вариант в 180 евро за мегаватт-час (2000 долл. за 1000 куб. м на момент введения), который был ранее выдвинут Чехией.

В этой связи важно отметить один интересный момент. Основной заявляемой целью «потолка цен» на газ является снижение получаемой РФ прибыли от экспорта энергоресурсов. Несмотря на это, данные ограничения могут также рассматриваться как способ сдерживания влияния США на энергосистему ЕС, растущее в результате вынужденного перехода многих входящих в Европейский союз государств от российского сырья к американскому СПГ. Это, вкупе с попытками Соединённых Штатов использовать энергетический кризис для переманивания к себе европейских компаний, в свою очередь, демонстрирует, что даже в ситуации совместного противостояния Российской Федерации и США, и ЕС (как и ожидается от актов международного уровня) будут действовать, исходя в первую очередь из собственных интересов.

В пользу этого говорят и другие шаги Европейского союза, которые были направлены на налаживание взаимодействия с другими поставщиками сырья, в т.ч. теми, кто гипотетически мог бы выступить в качестве посредников при реализации тех или иных схем приобретения де-факто российских энергоресурсов. Так, на следующий день после подачи заявок на прокачку нефти по нефтепроводу «Дружба» в 2023 г. со стороны ФРГ и Польши было дано уточнение, что речь идёт о нефти не из Российской Федерации, а из Казахстана[9]. Интересно отметить, что вскоре после этого украинский режим объявил о повышении тарифа за транспортировку по данному нефтепроводу[10]. Кроме того, спустя неделю после согласования «потолка цен» на газ в Турции был обнаружено новое месторождение газа[11]. Отдельно можно также отметить продолжение судебных разбирательств между организациями из РФ и ЕС, а именно начало арбитражного разбирательства между «Газпромом» и «RWE» из-за недопоставок газа[12] и признание Советом по разрешению споров неправомерным разрыва «Fennovoima» своего контракта с «Росатомом»[13].

Со стороны Российской Федерации политика в сфере энергетики была в большей степени сконцентрирована на продолжении попыток наладить сотрудничество с постсоветскими государствами и дальнейшей работе на «турецком направлении». Первые, как и ранее, не отличились особым успехом. В качестве такового можно обозначить лишь согласование между РФ и Белоруссией фиксированной стоимости газа на три года[14]. Вместе с тем, во-первых, этому предшествовали заявление А. Лукашенко о срыве сроков формирования единого рынка газа[15], а во-вторых, согласованная цена, по словам Р. Головченко, «базируется на белорусском предложений». Оба факта, таким образом, говорят не в пользу того, что итоговая договорённость в большей мере удовлетворяла РФ.

Не меньшие проблемы наблюдаются и с инициативой «газового союза». В начале декабря Узбекистан заявил, что не пойдёт на выполнение каких-либо политических требований для получения ресурсов и не заинтересован в никаком ином характере участия, кроме технического контракта[16]. уже в середине месяца российский МИД сообщил, что работа над «газовым союзом» продолжается[17]. В совокупности с абсолютно комплиментарным комментарием Д. Пескова в ответ на узбекистанское заявление[18] можно ожидать, что российское руководство пойдет одним из уже неоднократно использовавшихся им на постсоветском пространстве путей: временная «заморозка» или реализации идеи в форме более выгодной для других акторов внешней, чем для Российской Федерации.

Аналогичной ситуации имеют место во взаимодействии РФ и Турции. В начале декабря появилась информация о том, что вторая планирует добиваться более чем 25-процентную скидку на российский газ[19]. Предполагалось, что данный вопрос будет обсуждаться в ходе переговоров 9 декабря, однако впоследствии этот момент не комментировался ни одной из сторон, что ставит под сомнение сам факту вынесения темы скидок на повестку дня. Тем не менее, не стоит забывать, что сведения о планах турецкого руководства начали распространяться до введения «потолка цен» на газ и последовавшего за ней обнаружение газового запаса в самой Турции. В свою очередь, уже в конце месяца было официально объявлено о начале практической реализации проекта газового хаба[20]. Его основное содержание и связанные с ним риски для Российской Федерации рассматривались в предыдущих материалах.

Говоря о деятельности РФ, необходимо отдельно упомянуть и ряд других шагов с её стороны. Прежде всего, анонсированные сразу после начала действия «потолка цен» на нефть ответные меры были утверждены 27 декабря специальным указом[21]. Контрмеры, которые будут действовать с февраля по июль 2023 г., подразумевают запрет на поставки в страны, присоединившиеся к «потолку цен», если зафиксированная верхняя граница упомянута в контракте. Несмотря на то, что это ограничение теоретически наделено большим смыслом и содержанием, чем, например, весенняя схема оплаты поставок российских энергоресурсов в рублях (особенно в связи со созданной возможностью расчетов в иностранной валюте в случае взыскания задолженности при оплате газа[22]), его правоприменительной аспект пока остается неясным. Учитывая вышеупомянутый предыдущий опыт, не следует исключать варианта, при котором изменениям подвергнутся только юридические документы и договоры, которые будут либо использовать иные, более обтекаемые формулировки, либо ссылаться на ситуацию на рынке, которая будет формироваться в т.ч. действующим «потолком цен».

Среди более точечных мер, направленных на разрыв связей с акторами из Европейского союза, стоит упомянуть запрет «Газпрому» покупать газ у совместных предприятий с «Wintershall Dea» и «OMV» в Ямало-Ненецком автономном округе выше регулируемой цены до 1 октября 2023 г.[23]. Определённое напряжение на некоторое время вызвала новость о взрыве на магистральном газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород»[24]. Спустя некоторое время, на протяжении которого единственным функционирующим направлением газовой инфраструктуры между РФ и ЕС осталась неоднократно упоминаемая нами ГИС «Суджа», трубопровод был восстановлен, а в качестве причины происшествия было обозначено проведение плановых ремонтных работ.

Прошедший месяц во многом стал яркой демонстрацией всех тех процессов, которые протекали на протяжении, по сути, всего уходящего года. Более того, можно сказать, что разворачивающиеся с февраля 2022 г. события – в т.ч. в сфере энергетики – были неизбежными, и все положительные и негативные аспекты нынешней ситуации были сформированы политикой как Европейского союза, так и Российской Федерации. Основные опасения в этой связи вызывает то, что последняя, как на сегодняшний день, так и во весь предшествующий период, предпринимает крайне недостаточно мер по отстаиванию своих национальных интересов (включая интересы в сфере энергетики), а реализуемые шаги носят как минимум крайне неоднозначный характер. Однако вне зависимости от того, когда и как завершится «горячая фаза» конфликта двух сторон, уже сейчас мы можем говорить о произошедших в этом году колоссальных изменениях в системе европейской энергетики, влияние которых мы увидим в последующие годы.

 

Вышегородцев Даниил, научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ.

Для цитирования: Вышегородцев Д.Д., 2022. Состояние взаимодействия России и стран ЕС в энергетической сфере: декабрь 2022 года. – Геоэкономика энергетики. Приложение. № 4 (20). 2022. С. 1-7.

[1] График цены на нефть. Марка Brent // https://www.profinance.ru/charts/brent/ll87, дата обращения 31.12.2022.

[2] График цены на газ. Биржа TTF // https://www.profinance.ru/charts/ttfusd1000/ll97, дата обращения 31.12.2022.

[3] G7 agrees oil price cap: reducing Russia’s revenues, while keeping global energy markets stable // https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_7468, дата обращения 31.12.2022.

[4] OFAC Preliminary Guidance on Implementation of the Price Cap Policy for Petroleum Products of Russian Federation Origin // https://home.treasury.gov/system/files/126/price_cap_prelim_guidance_petroleum_products_20221230.pdf, дата обращения 31.12.2022.

[5] Ukraine: Switzerland adopts further sanctions // https://www.admin.ch/gov/en/start/documentation/media-releases.msg-id-92282.html, дата обращения 31.12.2022.

[6] ЕС продолжит обсуждать потолок цен на газ на следующей неделе // https://www.interfax.ru/business/876765, дата обращения 31.12.2022.

[7] Russia’s war of aggression against Ukraine: EU adopts 9th package of economic and individual sanctions // https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/12/16/russia-s-war-of-aggression-against-ukraine-eu-adopts-9th-package-of-economic-and-individual-sanctions/, дата обращения 31.12.2022.

[8] Council formally adopts temporary mechanism to limit excessive gas prices // https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/12/22/council-formally-adopts-temporary-mechanism-to-limit-excessive-gas-prices/, дата обращения 31.12.2022.

[9] Казахстан пообещал Германии поставки нефти по «Дружбе» // https://ria.ru/20221221/neft-1840349518.html, дата обращения 31.12.2022.

[10] Украина повысит тариф за транспортировку нефти на 18,3% // https://www.rbc.ru/business/26/12/2022/63a9ca579a794773a11160bb, дата обращения 31.12.2022.

[11] Эрдоган сообщил об обнаружении в Черном море нового месторождения газа // https://tass.ru/ekonomika/16692867, дата обращения 31.12.2022., дата обращения 31.12.2022.

[12] RWE начала разбирательство против «Газпрома» из-за недопоставок газа // https://www.rbc.ru/economics/05/12/2022/638df3f99a7947e66c96f63c, дата обращения 31.12.2022.

[13] «Росатом» заявил, что получил основания потребовать деньги от Финляндии // https://www.rbc.ru/economics/15/12/2022/639ae7d19a79473c3a698578, дата обращения 31.12.2022.

[14] Россия и Белоруссия впервые согласовали цену на газ на три года // https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/12/20/956244-rossiya-belorussiya-soglasovali, дата обращения 31.12.2022.

[15] Лукашенко заявил о срыве сроков формирования единого рынка газа с Россией // https://www.rbc.ru/politics/16/12/2022/639c3de19a7947ad66d14556, дата обращения 31.12.2022.

[16] В Узбекистане прокомментировали идею тройственного газового союза // https://ria.ru/20221208/gaz-1837125625.html, дата обращения 31.12.2022.

[17] В МИД прокомментировали переговоры по газовому союзу // https://ria.ru/20221216/peregovory-1839050203.html, дата обращения 31.12.2022.

[18] Узбекистан пока не хочет идти на чрезмерное сближение с Россией // https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/12/08/954350-pochemu-uzbekistan-gazovii-soyuz, дата обращения 31.12.2022.

[19] Bloomberg: Турция планирует обсудить с РФ более чем 25-процентную скидку на газ // https://tass.ru/ekonomika/16536057, дата обращения 31.12.2022.

[20] Миллер заявил о начале практической реализации проекта газового хаба в Турции // https://www.interfax.ru/business/879026, дата обращения 31.12.2022.

[21] Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212270015, дата обращения 31.12.2022.

[22] Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2022 № 992 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300102?index=0&rangeSize=1, дата обращения 31.12.2022.

[23] Путин запретил «Газпрому» покупать газ у СП с Wintershall и OMV выше установленной цены // https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/12/22/956684-putin-gazpromu-wintershall-omv, дата обращения 31.12.2022.

[24] Взрыв произошел на участке газопровода Уренгой — Помары — Ужгород в Чувашии // https://www.interfax.ru/russia/877799, дата обращения 31.12.2022.