Подводя итоги 2022 г., выделим некоторые ключевые события в энергетике Армении, которые имели системный характер и так или иначе демонстрируют уровень эффективности, ровно, как и проблемы реализации энергетической политики в стране. В первом приближении, конечно, весьма сложно выделить подобные события, а наиболее значимые из них в целом являются продолжением процессов, решений и проблем, наблюдавшихся в предыдущие годы. Взять хотя бы повышение тарифов на электроэнергию – одну из наиболее сложных проблем социально-экономической и, следовательно, политической жизни республики. Очевидно, что проблемы, накопленные в энергетической системе страны в последние несколько лет, будут и дальше детерминировать как минимум социально неориентированную тарифную политику. 1 февраля 2022 г. в Армении подорожала электроэнергия для внутренних потребителей – средневзвешенный тариф повысился на 4.7 драма за 1 кВт⋅ч. Учитывая то, что до указанного решения в последний раз тарифы на электроэнергию в Армении были повышены за год то этого – в феврале 2021 г., вывод о глубоких системных проблемах в энергетическом комплексе страны напрашивается сам собой. Подобная картина есть прямое следствие низкого КПД энергетической системы, из года в год сокращающегося экспорта электроэнергии, колоссального долгового бремени, сформированного с целью поддержания системы в безопасном состоянии, низкого уровня диверсификации энергетической системы и пр. Однако главная проблема, на наш взгляд, продолжает заключаться в отсутствии каких-либо ощутимых успехов в вопросе реализации проекта электроэнергетического коридора «Север – Юг», призванного синхронизировать электроэнергетические системы Ирана, Армении, Грузии и России с увеличением поставок из Армении на внешние рынки. Таким образом, высвечивается первое ключевое событие в энергетической сфере Армении – повышение тарифов, оказавших негативное влияние на социально-экономическую безопасность республики.
Другим, не менее важным событием, является либерализация электроэнергетического рынка Армении, призванная, в свою очередь, повысить уровень конкуренции на внутреннем рынке и там самым способствовать понижению тарифов. Армянский рынок электроэнергии официально функционирует в рамках новой модели с февраля 2022 г., однако предпосылки для понижения тарифов все же не наблюдаются. Отказавшись от модели «единственный покупатель-продавец», правительство Армении сформировало институт электроэнергетических трейдеров, в настоящее время предоставив лицензию на осуществление соответствующей деятельности шести компаниям, приобретающим электроэнергию у производится и поставляя ее потребителям, выплачивая некогда главному игроку рынка – ЗАО «Электрические сети Армении» — маржу за использование инфраструктуры. Данная модель хоть и выглядит логичной и перспективной с точки зрения повышения конкуренции, однако в условиях высокой себестоимости производимой в стране электроэнергии она вряд ли приведет к существенному пересмотру тарифов. Именно поэтому две из указанных шести компаний располагают отдельными лицензиями, позволяющими им импортировать электроэнергию с внешних рынков. Речь преимущественно идет о грузинском рынке, отличающемся от армянского более низкой себестоимости генерации (ввиду доминирования гидроэнергетики). И хотя данная перспектива с чисто коммерческой точки зрения выглядит весьма заманчивой (импорт более дешевой электроэнергии повышает возможности тарифного маневрирования на внутреннем рынке), однако, при рассмотрении данного вопроса в контексте энергетической безопасности как составной части национальной безопасности, как минимум возникают вопросы, главный из которых сводится к следующему: насколько в условиях профицита электроэнергетических мощностей (установленная мощность в Армении составляет 2888 МВт, используемая – 2000 МВт) целесообразно отказываться от активизации экспортной стратегии, увеличивая свою зависимость от внешний поставок? Вопрос риторический и требует отдельного углубленного изучения.
Наконец, последним из ключевых, на наш взгляд, событий армянской энергетики 2022 г. является констатация Ереваном необходимости развивать ядерную энергетику не в формате модульных станций малых мощностей, как это обсуждалось в последние годы (особенно на встречах с представителями Госдепартамента США и USAID), а строительства энергоблоков больших мощностей. Предлагаемые сегодня российской стороной («Росатом») сценарии развития армянского «мирного атома» предполагают возведение энергоблока большой мощности – 1200 МВт, 1000 МВт либо два блока по 1000 МВт с продлением срока эксплуатации действующего, 2-го энергоблока Армянской АЭС до 2036 г. Очевидно, что реализация подобного крупномасштабного проекта исходит из долгосрочных геоэкономических интересов Армении, и его воплощение в жизнь неизбежно будет предполагать активизацию электроэнергетических коммуникаций по логистике «Север-Юг», повысив стратегический статус Армении в регионе.
Маркаров Александр, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ, SPIN-код: 9302-0149.
Давтян Ваге, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности», SPIN-код: 7094-6199.
Для цитирования: Маркаров А.А., Давтян В.С., 2022. Итоги 2022 г. для энергосектора Армении. – Геоэкономика энергетики. Приложение. № 4 (20). 2022. С. 1-3.