Как стало известно в начале октября, Москва собирается представить Армении сценарии развития атомной энергетики. Речь, в частности, идет о трех вариантах строительства нового атомного энергоблока. Характерно, что все варианты предполагают возведение энергоблока большой мощности – 1200 МВт, 1000 МВт либо два блока по 1000 МВт. Совершенно очевидно, что реализация любого из предложенных вариантов будет исходить из долгосрочных энергетических интересов Армении, традиционно выстраивающей свою систему энергетической безопасности на ядерной компоненте и являющейся единственным на Южном Кавказе государством, развивающим «мирный атом». Последнее особенно важно, учитывая, что «мирный атом» сегодня (впрочем, не только сегодня, но с момента запуска первой АЭС в 1954 г.) – важный фактор, влияющий на геополитические процессы. И в этом смысле рассмотрение перспектив развития армянской атомной энергетики, располагающей большими мощностями, является необходимым условиям для повышения стратегического статуса Армении в региональных процессах.
Примечательно, что до официальных заявлений о готовящихся трех вариантах строительства атомного энергоблока заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач выступил с важным заявлением, согласно которому «российская сторона заинтересована как в работах, скажем так, по обеспечению более стабильного и безопасного использования существующих производственных мощностей атомной энергетики, так и по созданию новых объектов атомной генерации на территории Армении»[1]. Очевидно, что подобный подход, как и собственно сама идея разработки трех вариантов строительства блока входит в полное противоречие с продвигаемой в последние годы программой развития в Армении модульной атомной энергетики, предполагающей сооружение энергоблока малой мощности – от 50 до 100 МВт. Данная программа активно подпитывалась после 2018 г. в рамках периодических консультаций, проводимых между представителями Госдепартамента США, миссии USAID и правительством Армении. Результатом этого «энергетического диалога» стало совместное заявление, принятое в мае 2022 г. Ереваном и Вашингтоном на предмет углубления стратегического диалога, в котором особое место уделяется активизации сотрудничества в сфере «мирной ядерной энергетики»[2]. И хотя в тексте Заявлении отмечается, что был подписан ряд документов для налаживания более тесных связей между ядерными экспертами, промышленностью и исследователями, очевидно, что, учитывая предшествующие этому Заявлению консультации, речь идет о вполне конкретном сценарии замещения после 2026 г. действующей Армянской АЭС новыми мощностями, в том числе – модульным ядерным реактором. Готовящийся в настоящее время по инициативе российской стороны пакет документов по продлению срока эксплуатации Армянской АЭС еще на 10 лет, т.е. до 2036 г., по сути, заводит в тупик реализацию указанной программы и демонстрирует наличие в армянской ядерной энергетике долгосрочных интересов России.
Однако, в чем же конкретно они заключаются? Думается, что ответ на данный вопрос следует одновременно искать и в геополитической, и в экономической плоскостях. Прежде всего, строительство Москвой нового атомного энергоблока в Армении создать условия для сохранения своих позиций в республике, что особенно актуально в контексте готовящегося «мирного договора» между Арменией и Азербайджаном и возможным установлением армяно-турецких межгосударственных отношений. Вместе с тем, присутствие в армянской атомной энергетике для Москвы – это возможность диверсифицировать диалог с Ираном. Возведение подобных мощностей в Армении должно способствовать развитию экспорта электроэнергии, в особенности в Иран, северные провинции которого испытывают дефицит электроэнергии.
В конце концов, очевиден также экономический интерес России в лице госкорпорации «Росатом», который стремится к расширению своего портфеля заказов в самых разных регионах мира. Учитывая глубинные трансформации на Южном Кавказе, затрагивающие, помимо всего прочего, и электроэнергетические коммуникации, присутствие России в армянской атомной энергетике является не только геополитической, но и геоэкономической необходимостью.
Маркаров Александр, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ, SPIN-код: 9302-0149.
Давтян Ваге, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности», SPIN-код: 7094-6199.
Для цитирования: Маркаров А.А., Давтян В.С., 2022. Сотрудничество России и Армении в атомной энергетике. – Геоэкономика энергетики. Приложение. № 4 (20). 2022. С. 1-3.
[1] Россия заинтересована в развитии атомной энергетики в Армении – замминистра // https://arka.am/ru/news/economy/rossiya_zainteresovana_v_razvitii_atomnoy_energetiki_v_armenii_zamministra_/, дата обращения 25.10.2022.
[2] Совместное заявление о стратегическом диалоге Армения – США // https://www.mfa.am/ru/press-releases/2022/05/04/arm_usa_strategicdialogue/11435, дата обращения 25.10.2022.