Рис. 1. Спот цены на нефть марок Brent и WTI в мае 2022 г[1].
В мае 2022 года спотовые цены на нефть достаточно стабильно росли в течение всего месяца. От $108,36 за баррель за североморский Brent и $105,18 за баррель за техасский WTI в самом начале месяца до $125,53 и $114,38 к концу месяца соответственно.
Состоявшаяся в начале мая встреча в рамках ОПЕК+ оставила в силе апрельские договоренности по наращиванию производства в июне на 432 тыс. баррелей в сутки[2]. Такое положение дел вызывает ощутимые опасения у ряда западных политиков, надеявшихся, что картель пересмотрит свое предыдущее решение в пользу существенно большего увеличения объемов производства нефти, что помогло бы сдержать рост цен как на сырую нефть, так и на бензин.
В преддверии сезона отпусков, ознаменованного в этом году отменой или смягчением коронавирусных ограничений почти во всех странах мира вопрос цены на топливо, становится все более актуальным, что усиливает давление на американских и европейских политиков.
В последней декаде мая рост цен ускорился в результате принятия Европейским Союзом шестого пакета санкций против России, куда вошло частичное эмбарго на импорт российской нефти.
Такое решение далось европейским политикам крайне тяжело из-за разногласий с Венгрией, Словакией и Чехией чьи экономики в существенно большей степени, относительно других европейских стран зависят от российской нефти.
Компромисс был найден в виде исключения из эмбарго для нефти, поставляемой по нефтепроводу «Дружба», а также полугодовой отсрочке на эмбарго для морских перевозок.
Еще одним драйвером роста стали ожидания отмены коронавирусных ограничений со стороны Китая ориентировочно с 1 июня 2022 года.
Рис. 2. Спот цены на газ VWAP/CEGHIX за апрель-май 2022г.[3]
Спотовые цены на газ в течение мая следовали понижательному тренду. Снижение цен в мае – традиционный для отрасли сезонный фактор, связанный с потеплением и заполнением подземных хранилищ газа.
Тем не менее, следует отметить, что снижение цены было меньше ожидаемого, если брать в расчет исключительно климатический фактор. Представители рынка продолжают внимательно следить за складывающейся геополитической ситуацией, связанной с российским газом. Хотя сама газовая отрасль не была затронута ни одним из введенных пакетов санкций, новые правила по оплате за газ, введенные российским правительством, оставляют немало вопросов для европейских компаний. Основное проблема – лавирование между новыми требованиями по оплате через конвертацию в рубли и выполнением требований введенных санкций.
Чиновники ЕС выпустили несколько рекомендаций, призванных ответить на вопросы газовых компаний, однако ряд указанных там положений можно трактовать двояко. Тем не менее, итальянская ENI и немецкая Uniper намерены и дальше закупать российский газ, и уже работают над открытием необходимых счетов в Газпромбанке[4]. А вот финская Gasum категорически отказалась от требования оплачивать газ с обязательной конвертацией, считая такие требования нарушением действующего контракта. В результате, с 21 мая поставки газа из России были прекращены[5].
Кришталь Игорь,
к.э.н., старший научный сотрудник отдела Экономических исследований Института стран СНГ
[1] Составлено автором по данным U.S. Energy Administration // https://www.eia.gov/, дата обращения 10.06.2022
[2] Нефтяной картель решил не сочувствовать Европе // https://expert.ru/2022/05/6/neftyanoy-kartel-reshil-ne-sochuvstvovat-yevrope/, дата обращения 01.06.2022
[3] Составлено автором по данным Central European Gas Hub AG (CEGH) // https://www.cegh.at/, дата обращения 11.06.2022
[4]Europe Gas Prices Halt Decline as Ruble-Payment Dilemma Lingers // https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-05-17/european-gas-futures-slide-as-russia-payment-standoff-recedes, дата обращения 07.06.2022
[5] Russia Halts Natural Gas Shipments to Finland // https://www.naturalgasintel.com/russia-halts-natural-gas-shipments-to-finland-for-failure-to-pay-with-rubles/, дата обращения 07.06.2022