Апрель 2022 г. не отметился какими-либо новыми тенденциями во взаимодействии Российской Федерации и Европейского союза в сфере энергетики по сравнению с прошедшими месяцами. Основным фактором влияния в этой связи остаются события на территории Украины. Замедление непосредственных военных действий, в свою очередь, обуславливает сохранение и дальнейшее негативное влияние конфликта на РФ и ЕС.
Ситуацию с одним из первичных показателей общего состояния мировой энергетики – ценами на энергоресурсы – можно охарактеризовать как достаточно неоднозначную. С одной стороны, стоимость одного кубометра газа[1] и одной баррели нефти[2] удерживаются на достаточно высоком уровне (1100 долл. и 105 долл. соответственно). С другой же стороны, мы наблюдаем не только отсутствие их резких скачков, которые можно было наблюдать ранее, но и, в случае «голубого топлива», их заметное снижение. Подобное развитие событий не удовлетворяет ни Россию, не заинтересованную в поставках сырья по более низким ценам, ни Европейский союз и входящие в него страны, испытывающие серьёзные проблемы в поддержании благосостояния своих граждан и формировании общей энергетической политики. Некоторые возможные причины, которые обуславливают (и, возможно, будут обуславливать в ближайшем будущем) не самое выгодное положение обеих сторон, будут рассмотрены ниже.
Объявленное в конце марта решение российского руководства об обязательной для всех «недружественных стран» оплате поставок российских энергоресурсов первоначально вызвало крайне острую реакцию как внутри РФ, так и за рубежом. Принуждение государств, участвующих в санкционном давлении на Россию, к приобретению её национальной валюты (особенно по фиксированному курсу) стало бы для них в политическом и экономическом отношении серьёзным ударом. Однако та форма, в которой это решение было утверждено, оставляло крайне мало возможностей для оказания ощутимого воздействия на страны-инициаторы санкций. Прошедший месяц показал, что введённые ограничения (необходимость открытия счёта в «Газпромбанке» с последующей конвертацией внесённых на него средств в рубли) фактически являются фикцией. Зарубежные страны всё также могут расплачиваться своей валютой, в худшем случае претерпевая при этом не самые значительные репутационные издержки. Те же государства, что ограничили деятельность «Газпромбанка», либо изначально не были столь сильно зависимы от импорта российского сырья, либо объявили об отказе от его прямых закупок. С постепенным осознанием де-факто сохранения старого порядка оплаты энергоресурсов из Российской Федерации можно связать и падение цен на газ почти на 400 долл. – до показателей, предшествовавших первоначальному оглашению данного решения. Мотивы же российского руководства, решившего вновь отказаться от ранее официально обозначенных мер, будут затронуты отдельно.
Пожалуй, самым обсуждаемым внутри ЕС вопросом по энергетической тематике прошедшего месяца была возможность введения запрета на российские энергоресурсы. Активная подготовка к подобному сценарию велась не только в рамках межгосударственных контактов, но и на надгосударственном уровне[3]. Тем не менее, на момент конца апреля 2022 г. потенциальное эмбарго не было введено вследствие отсутствия между членами Европейского союза единства мнений по данному вопросу. Главную роль в этом, скорее всего, сыграли позиции отдельных стран, таких как Венгрия, Австрия, Италия и Нидерланды[4].
Однако сложности формирования общей позиции ЕС по дальнейшим российским поставкам не помешали Польше сначала отказаться от импорта угля[5], а затем, совместно с Болгарией, и от импорта газа из РФ[6]. Вместе с тем искренность этих действий находится под вопросом. Польша, отказавшись от прямых закупок, вскоре приняла решение переходе на поставки газа из ФРГ, которая, в свою очередь, продолжает приобретать его у Российской Федерации[7]. Подобные действия могли быть продиктованы разными факторами и их сочетаниями – недальновидностью польского правительства, некими идейными соображениями и/или влиянием внешних акторов. Однако можно точно сказать, что они в полной мере удовлетворяют интересам Германии и других ведущих стран Европейского союза, желающих тем или иным образом поддерживать и усиливать свой контроль над энергетикой всего общеевропейского пространства, частью которого является и РФ.
В итоге события апреля 2022 г. стали очередным подтверждением нашего прогноза: масштабы негативных последствий для РФ в целом и её сферы энергетики в частности будут прямо пропорциональны срокам окончательного разрешения нынешнего конфликта. Противостояние двух сторон, первоначально сосредоточенное на расширении экономических ограничений, уже достаточно длительное время находится в политическом и военно-политическом измерениях. В результате вопросы энергетики более не могут рассматриваться в отрыве от более широкой геополитической составляющей. Это наглядно демонстрирует деятельность стран Европейского союза, которые, несмотря на заметное снижение общего благосостояния своих граждан, продолжает преследовать в первую очередь собственные цели.
На этом фоне ещё более странно выглядят действия (а в ряде случаев – бездействие) Российской Федерации. Поставки энергоресурсов в «недружественные страны», в т.ч. по территории, контролируемые Украиной, не были прекращены. Кроме того, полная практическая несостоятельность перевода их оплаты на рубли, вкупе с периодическими утверждениями о надёжности РФ как поставщика газа и нефти, говорят о том, что ограничение или полная приостановка их экспорта в ближайшем будущем носит маловероятный характер. Данные решения не только не способствуют оказанию необходимого давления на ЕС и его дальнейшему ослаблению, но и оставляет инициативу в руках последнего, тем самым позволяя ему осуществлять всё более агрессивные шаги без опасений сколь-либо соразмерных ответных мер. В свою очередь, российские представители продолжают делать регулярные заявления о готовности к мирному урегулированию, а также поддерживать контакты с членами Европейского союза и даже привлекать их к переговорному процессу (Стамбульский формат).
В совокупности со снижением интенсивности непосредственных военных действий это формирует предпосылки для рассмотрения сложившейся ситуации в качестве очередной попытки руководства РФ договориться с ЕС и создать ещё один «замороженный конфликт» на постсоветском пространстве. В таком случае речь идёт о де-факто воссоздании «безальтернативных» Минских соглашений, полностью противоречащих российским энергетическим, политическим и иным интересам (и приведших к колоссальным потерям Российской Федерации по этим направлениям), в куда больших масштабах. В эту же гипотетическую схему органично встраивается и отсутствие общего решения об эмбарго на российские энергоресурсы, которое выступает в качестве оставленной Европейским союзом для Российской Федерации возможности пойти на уступки и, таким образом, сохранить свой экспорт нефти и газа и получаемые от него выгоды.
В этом отношении ЕС оказывается в поистине беспроигрышной ситуации. Перед ним всё ещё открыта возможность по продолжению и последующему усилению давления на Российскую Федерацию – возможность, которой, учитывая все вышеприведённые факты, он вряд ли не воспользуется. В случае же серьёзного ухудшения обстановки страны Европейского союза могут согласится на предлагаемый Российской Федерацией «обновлённый статус-кво». Он, как и на протяжении всей второй половины 2010-х гг., будет в достаточной мере обеспечивать их энергетические потребности, одновременно сдерживая (т.е. постепенно уменьшая) потенциальное влияние РФ как на сам ЕС и транзитные государства, так и на всё постсоветское пространство. В этой ситуации принципиальный отказ Российской Федерации от возвращения к позициям и положениям 2015-2022 гг. видится единственно возможным вариантом обеспечения её национальных интересов, в т.ч. в сфере энергетики.
Вышегородцев Даниил,
научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ
[1]График цены на газ. Биржа TTF // https://www.profinance.ru/charts/ttfusd1000/ll71
[2]График цены на нефть. Марка Brent // https://www.profinance.ru/charts/brent/ll71
[3]Европарламент принял резолюцию с призывом запретить нефть и газ из России // https://tass.ru/ekonomika/14312221?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
[4]‘It will kill us’ Orban leads EU revolt as FIVE states furious over new Russia sanctions // https://www.express.co.uk/news/science/1592586/viktor-orban-eu-russia-energy-sanctions-oil-gas-putin
[5]Польша ввела эмбарго на импорт угля из России // https://iz.ru/1321095/2022-04-15/polsha-vvela-embargo-na-import-uglia-iz-rossii
[6]Обрубление поставок. Польша и Болгария лишаются газа из-за новой схемы оплаты // https://www.kommersant.ru/doc/5328532
[7]В «Газпроме» рассказали о закупке Польшей российского газа реверсом // https://iz.ru/1327717/2022-04-28/v-gazprome-rasskazali-o-zakupke-polshei-rossiiskogo-gaza-reversom