1 февраля 2022 г. можно назвать исторической датой, ознаменовавшей разрыв многолетнего сотрудничества Белоруссии и Литвы в сфере транзита белорусских калийных удобрений.
Транзит продукции «Беларуськалия», осуществляемый через территорию Литвы – из Белоруссии до Клайпедского порта, рос на протяжении более десяти лет. В последние годы он составлял примерно 11 млн т и приносил десятки миллионов евро ежегодного дохода. В его обеспечении ежедневно участвовало около 7 составов, по 60 вагонов в каждом, перевозивших 5 тыс. т удобрений в день.[1]
Причина, по которой литовское правительство лишило государственный морской порт Клайпеда и госкомпанию Литовские железные дороги, а тем самым и экономику Литвы, стабильного предсказуемого дохода, – «несоответствие интересам национальной безопасности». Такое объяснение дал министр транспорта Литвы Марюс Скуодис, после закрытого заседания по вопросу расторжения долгосрочного договора между Литовскими железными дорогами и «Беларуськалием».[2]
Без преувеличения можно сказать, что это решение Вильнюса стало настоящим шоком как для литовского, так и для белорусского бизнеса.
Важно понимать, что продукция «Беларуськалия» не попадала под санкции ЕС. Санкции Минфина США против компании «Беларуськалий» не распространяются на Литву и действуют на территории США, о чем 20 декабря в официальном письме пояснило управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Департамента казначейства США – «ЛЖД» не обязаны разрывать долгосрочный контракт с «Беларуськалием» поскольку «нет никакой связи с США, и ЛЖД не является лицом США».[3] Кроме того OFAC выдало трейдеру «Беларуськалия» (Белорусской калийной компании) лицензию до 1 апреля 2022 г.
Идеологическую основу предпринятых шагов раскрыла спикер парламента Литвы Виктория Чмилите-Нильсен: «Мы обязаны быть последовательно принципиальными. Мы – то государство, которое больше всех ратовало за внедрение санкций против белорусского режима, чтобы таким образом сохранить давление на Лукашенко и его ближайшее окружение, поэтому в этом отношении мы должны проявить принципиальность. Это означает следующее – необходимо придерживаться заданной ценностной линии и не давать оценочную стоимость нашей поддержке демократических процессов, не измерять ее в какой-то конкретной сумме».[4]
Транзит белорусских калийных удобрений мог бы быть перенаправлен в соседнюю Латвию. Тем более, что опыт перевалки продукции «Беларуськалия» через Вентспилский порт имеется. Однако и там, пока, заявляют о невозможности такого решения.[5]
Не стала отставать от своих соседей и Эстония, заявившая, в свою очередь, о приостановлении транзита белорусских нефтепродуктов, объемы которого демонстрировали стремительный рост в прошлом году.
Также, как и с белорусскими калийными удобрениями, транзит угольной нефти под таможенным кодом 2707 не попадает под санкции ЕС. «Товары с кодом 2707 напрямую не подпадают под санкции, в этом смысле данная деятельность была юридически корректной. Но целью санкций является оказание давления на белорусский режим и, косвенно, на Россию, чтобы они изменили свое поведение», заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас.[6]
Эстонские ограничения в отношении Республики Беларусь были введены в рамках «дополнительных санкций» в отношении Минска.
Сам факт того, что инициатива прибалтийских политических лидеров не совпадает с санкционной политикой ЕС и США, не стремящихся к полному экономическому удушению Республики Беларусь, определившему бы безальтернативность интеграционного проекта с Россией – Союзного государства, дает надежду юридическим представителям белорусских компаний на победу в инициированных судебных разбирательствах.[7]
Однако такое поведение политиков постсоветской Прибалтики дает основания убедится, как минимум, в опасениях по поводу надежности их союзнических отношений, в первую очередь, с США. Не после недавних событий в Афганистане Прибалтика боится дать даже формальный повод Вашингтону для будущего пересмотра формата их союзнических отношений?
Захаров Георгий,
научный сотрудник Института стран СНГ
[1] В понедельник через Литву пройдут последние грузы «Беларуськалия» // https: //www.delfi.lt/ru/news/economy/v-ponedelnik-cherez-litvu-projdut-poslednie-gruzy-belaruskaliya.d?id=89334527, дата обращения 20.02.2022.
[2] Позиция портовиков: правительство действует неразумно – остановка транзита нанесет сильный удар по Клайпеде // https: //www.delfi.lt/ru/news/economy/poziciya-portovikov-pravitelstvo-dejstvuet-nerazumno-ostanovka-tranzita-naneset-silnyj-udar-po-klajpede.d?id=89210237, дата обращения 20.02.2022.
[3] Oficialus OFAC raštas: JAV sankcijos nėra privalomos „Lietuvos geležinkeliams“ // https: //www.litrail.lt/-/oficialus-ofac-rastas-jav-sankcijos-nera-privalomos-%E2%80%9Elietuvos-gelezinkeliams-?inheritRedirect=true, дата обращения 20.02.2022.
[4] Позиция портовиков: правительство действует неразумно – остановка транзита нанесет сильный удар по Клайпеде // https: //www.delfi.lt/ru/news/economy/poziciya-portovikov-pravitelstvo-dejstvuet-nerazumno-ostanovka-tranzita-naneset-silnyj-udar-po-klajpede.d?id=89210237, дата обращения 20.02.2022.
[5] В Латвии не видят возможности для транзита удобрений из Беларуси // https: //www.delfi.lt/ru/news/economy/v-latvii-ne-vidyat-vozmozhnosti-dlya-tranzita-udobrenij-iz-belarusi.d?id=89213987, дата обращения 20.02.2022.
[6] Эстония решила приостановить транзит белорусских нефтепродуктов // https: //rus.err.ee/1608487643/jestonija-reshila-priostanovit-tranzit-belorusskih-nefteproduktov, дата обращения 20.02.2022.
[7] Суд рассмотрит жалобу «Беларуськалия» на расторжение договора с ЛЖД // https: //www.delfi.lt/ru/news/economy/sud-rassmotrit-zhalobu-belaruskaliya-na-rastorzhenie-dogovora-s-lzhd.d?id=89381925 дата обращения 20.02.2022.