О перспективах поставок газа из Ирана в Европу по территории Армении

На фоне активизировавшихся в Армении разговоров о перспективах поставок иранского природного газа по территории Армении до Черного моря и дальше в Европу[1] необходимо обратиться к некоторым экономическим, техническим и, что немаловажно, геополитическим аспектам данной проблемы. Выделим базовые из них.

Во-первых, речь идет о проведении очередного раунда переговоров по развитию мультимодального коридора от Персидского залива до Черного моря, который состоится в Софии в ближайшее время. Ожидается, что подписанный по итогам переговоров документ станет многосторонним соглашением, которое подпишут Иран, Армения, Грузия, Болгария, Греция и Азербайджан. Примечательно, что, описывая этот процесс, МИД Ирана то и дело выделяет недавнюю логистическую операцию, осуществленную в результате сотрудничества с Баку и Тбилиси, – транспортировку иранских грузов в Персидский залив по территории Азербайджана.

В этом контексте не лишним будет напомнить, что в 2021 г. международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» был де-факто запущен летом 2021 г., когда железнодорожный грузовой состав впервые проследовал из Финляндии в индийский порт Мумбаи, пройдя через Азербайджан и Иран. Выбор подобной логистики вполне понятен: в Азербайджане, в отличие от Армении (традиционно важного бенефициара МТК) для этого есть необходимая инфраструктура. Кроме того, сегодня весьма ускоренными темпами реализуется проект ирано-азербайджанской железной дороги Казвин – Решт – Астара, который считается важнейшей региональной инфраструктурой коридора «Север – Юг».

Во-вторых, подписание соглашения вовсе не означает, что Армения станет значимым логистическим хабом, особенно газотранспортным. Для экспорта иранского природного газа в Европу через Армению необходимо совпадение двух базовых факторов: а) инфраструктура и б) благоприятная геополитическая среда.

Первого нет, так как газопровод Иран – Армения (годовая пропускная способность 2,3 млрд куб. м) заканчивается в Араратской области, на юго-западе Армении. Будет ли построен новый газопровод? На данном этапе для этого нет реальных предпосылок.

Что касается второго фактора – геополитической обстановки, то он также отсутствует, так как реализация подобного энергетического проекта требует прямого политического и экономического участия Грузии, вероятность чего сегодня крайне низка, учитывая две проблемы: а) геополитический вектор Грузии в условиях западных санкций против Ирана (сдержанный диалог ЕС-Иран пока что не закладывает основу для масштабных энергетических проектов); б) рост влияния Азербайджана в грузинской энергетике.

В связи с этим отметим, что в 2016 г. когда Армения, Иран и Грузия подписали соглашение о своповых поставках газа и даже осуществили пробную поставку (24 млн куб. м), Тбилиси внезапно отказался от сделки, заявив, что импортируемый из Азербайджана газ полностью удовлетворяет потребности Грузии. Важно также подчеркнуть, что сегодня в Грузии строится подземное хранилище газа, и уже сегодня Тбилиси заявляет о значительном увеличении импорта газа из Азербайджана в обозримой перспективе.

В-третьих, как известно, после преодоления обострения ирано-азербайджанских отношений осенью 2021 г. стороны инициировали ряд совместных проектов, в основном в сфере энергетики. При этом гидрообъекты «Гыз Галаси» и «Худаферин», запуск которых ожидается в 2024 г., в данном контексте являются наименее амбициозными. Речь идет о развитии «энергетического диалога» в двух основных направлениях.

Во-первых, в последние месяцы Баку и Тегеран начали синхронизацию своих энергосистем, объявив о строительстве энергомоста Иран – Азербайджан – Россия. Между тем, в течение многих лет коридор рассматривался в рамках логистики Иран-Армения – Грузия – Россия, и пересмотр логистики, тем более ее реализация станет стратегическим провалом для Армении.

Во-вторых, преодолев пограничный кризис, Тегеран пригласил Баку к участию в геологоразведочных работах на нефтегазовом месторождении «Чалус», обнаруженном в иранском секторе Каспийского моря. Обращаясь к сценарному методу, можно представить себе ситуацию, когда топливо, добываемое ирано-азербайджанским совместным предприятием, экспортируется в Европу по гипотетическому газопроводу, проходящему через Армению. Приемлем ли подобный вариант для Армении? Вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

Как видим, ряд представленных факторов свидетельствуют о преждевременности развиваемого в Армении дискурса относительно решения Ирана начать поставки природного газа в Европу по территории Армении.

Маркаров Александр,

д.п.н., проф., профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ

Давтян Ваге,

д.п.н., доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности»

[1] Иран хочет проложить энергетический коридор к Черному морю через Сюник // https://newsarmenia.am/news/politics/iran-khochet-prolozhit-energeticheskiy-koridor-k-chernomu-moryu-cherez-syunik-politolog-o-vygodakh-i/, дата обращения 19.02.2022.