Основные проблемы полноценному развитию грузинской энергетической системы

За 11 месяцев с начала 2021 г. потребление электроэнергии в Грузии составило 13,8 млрд кВт⋅ч, что на 23 % больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С января по ноябрь было выработано 11,5 млрд кВт⋅ч. При этом большая доля выработки пришлась на гидростанции – 9,5 млрд кВт⋅ч, теплостанции выработали порядка 1,8 млрд кВт⋅ч, а ветряная станция Картли – 78,4 млн кВт⋅ч. Дефицит электроэнергии был восполнен за счёт импорта. С января по ноябрь 2021 г. Грузия импортировала примерно 1,8 млрд кВт⋅ч, в том числе из России – 1,1 млрд кВт⋅ч, из Турции – 161,2 млн кВт⋅ч, из Азербайджана – 528,8 млн кВт⋅ч. Что касается экспорта то за отчетный период он составил 390,9 млн кВт⋅ч.

Как видим, в Грузии продолжает расти потребление электроэнергии, и это, пожалуй, будет являться главным триггером энергетического развития страны в ближайшие годы, формируя необходимость искать новые инфраструктурные решения, развивать производственные мощности, диверсифицировать энергетические коммуникации с внешними рынками, в настоящее время – с Турцией, Азербайджаном и Россией, в перспективе – с ЕС (как известно, уже принято политическое решение о проведении подводной ЛЭП, связывающей Грузию с Румынией). Сегодня потребление электроэнергии в Грузии превышает 13 млрд кВт⋅ч в год, и большая часть этого объёма генерируется на собственных энергетических объектах, преимущественно – на ГЭС.

Параллельно с этим растёт также электроэнергетический импорт. Эта тенденция, по всей видимости, будет наблюдаться и в 2022 г. что прежде всего объясняется нехваткой в республике генерирующих мощностей. Согласно официальным прогнозам, к 2030 г. потребление электроэнергии в Грузии достигнет 22 млрд кВт⋅ч, что обязывает Тбилиси уже сегодня наращивать мощности.

Впрочем, здесь наблюдается некоторые тенденции, которые можно охарактеризовать как кризисные; их преодоление не представляется возможным в обозримом будущем. Прежде всего, речь идёт о прекращении работ по строительству Намахвани ГЭС на реке Риони в Западной Грузии. Вследствие продолжительных акций протеста на улицах Тбилиси, Кутаиси и других грузинских городов, турецкая компания ENKA, будучи ключевым инвестором, заявила о выходе из проекта, что лишило Грузию 433 МВт мощностей (именно столько должна была составить мощность ГЭС) и инвестиций в объёме 800 млн долл.

Основной риск, связанный с консервацией строительства ГЭС, сводится к тому, что Грузия, нацеленная на электроэнергетическую самодостаточность, в ближайшей перспективе будет вынуждена наращивать импорт. При этом уже наблюдаются первые признаки этой тенденции. Сегодня ключевыми поставщиками электроэнергии в Грузии является Россия (более 1 млрд кВт⋅ч), Турция (более 150 млн кВт⋅ч) и Азербайджан (более 500 млн кВт⋅ч). Очевидно, что такая география импорта сохранится и в ближайшие годы. В связи с возрастающим дефицитом Грузия будет стремиться нарастить производственные мощности, которые, однако, в отличие от Намахвани ГЭС, не будут столь проблематичными с экологической и политической точек зрения. Речь, в частности, идёт о планах возвести в текущем году 10 гидроэлектростанций общей мощность до 30 МВт.

Что касается диверсификации внешней энергетической стратегии, то уже в текущем году при финансовой поддержке Всемирного банка совместно с ЕС правительство Грузии планирует начать разработку технико-экономического обоснования строительства ЛЭП по дну Черного моря с выходом на Румынию. Ожидается, что мощность линии составит 1000 МВт, длина – 1195 км. ЛЭП создаст для Грузии возможность воспользоваться экспортными возможностями и осуществлять импорт с учётом почасовых цен электроэнергии. Отметим в связи с этим, что с целью внедрения новой модели электроэнергетического рынка весной 2022 г. в Грузии планируется запуск энергетической биржи, которая позволит совершить очередной шаг на пути энергетической интеграции с ЕС.

Другим ключевым вопросом энергетической политики Грузии в ближайшей перспективе будет судебное разбирательство грузинского правительства с российской компанией «Интер РАО», которая владеет грузинскими ГЭС – «Храми – 1» и «Храми – 2», а также 75 % электросетевой компании «Теласи». Как известно, в ноябре 2021 г. Стокгольмский арбитраж обязал правительство Грузии выплатить компании 80 млн долл. ввиду решения регулятора о пересмотре методологии расчёта тарифов на электроэнергию, которая не предусматривала гарантии компенсации потерь вследствие девальвации лари. Грузинское правительство обжаловало решение арбитража, что является достаточно долгим и сложным процессом.

Как видим, несмотря на некоторые позитивные тенденции в электроэнергетическом секторе, все же в Грузии накоплен ряд проблем экономического, технического и политического характера, препятствующие полноценному развитию грузинской энергетической системы. Главная из этих проблем – потеря крупнейшего инвестора, сворачивание крупного проекта по строительству ГЭС и, как следствие, возрастающая вероятность перманентного повышение импорта электроэнергии, что в корне противоречит стратегии долгосрочного энергетического развития Грузии.

Маркаров Александр,

д.п.н., проф., профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института СНГ

Давтян Ваге,

д.п.н., доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности»