Динамика цен на нефть и газ в январе 2021 г.

Рис. 1. Спот цены на нефть марок Brent и WTI в январе 2022 г[1].

Спотовые цены на нефть в январе 2022 г. отметились существенным ростом. От $78,25 за североморскую Brent и $75,99 за техасскую WTI в самом начале месяца, к концу января цены взлетели до $92,35 и $89,16 соответственно.

Не смотря на почти 20 % уровень роста (в случае с Brent) по сравнению с декабрём, основные действующие факторы остались прежними. Ослабление влияния нового штамма коронавируса «Омикрон» на уровень экономической активности стало одним из базовых драйверов роста. Немалую роль сыграл и климатический фактор, холодная зима в Европе привела к увеличенному спросу на углеводороды.

Оба описанных выше фактора были значительно усилены продолжающимся энергетическим кризисом. Неослабевающее ценовое ралли в газовом секторе неизбежно приводит к росту цен во всех смежных сферах. При этом темпы роста добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ остаются довольны скромными, что не дает им опередить рост восстанавливающихся после многочисленных локдаунов экономик.

По оценкам аналитиков Международного энергетического агентства, объём поставок нефти в январе вырос на 560 тыс. баррелей в день до уровня в 98,7 млн баррелей в день, однако так и не вышел на целевой уровень, согласованный в рамках соглашения ОПЕК+. Увеличение уровня спроса в этом году по сравнению с прошлым оценивается в 3,2 млн баррелей в день, ожидаемый уровень спроса на этот год – 100,6 млн баррелей в день[2].

Таким образом, высокий уровень цен на нефтяном рынке определяется дефицитом, который должен продолжиться и в ближайшем будущем. Теоретически можно было бы ожидать роста поставок сланцевой нефти американскими компаниями, но после 2020 г. многие из них обанкротились, в других было введено внешнее управление. Финансовый же сектор США крайне неохотно вкладывается в нефтяные компании, справедливо рассматривая их как чрезвычайно рискованный актив.

Несмотря на это, ряд аналитиков ожидает превышения уровня предложения нефти над спросом уже во второй половине 2022 г. Итоговая ситуация будет во многом зависеть от поставщиков нефти, не участвующих в соглашении ОПЕК+, а также от хода переговоров по ядерной сделке с Ираном.

Рис. 2. Спот цены на газ VWAP/CEGHIX за декабрь 2021г.-январь 2022г.[3]

Колебание цен на газ в январе 2022 г. определялось, в первую очередь, климатическим фактором. Зима в этом году оказалось более мягкой не только относительно показателей 2021 г., но и относительно первоначальных климатических прогнозов на 2022 г., что позволило ряду стран, в том числе Великобритании, использовать невостребованные объёмы СПГ, предназначавшиеся изначально для Китая[4]. Это оказало несколько стабилизирующее влияние на цены, однако европейский энергетический кризис никуда не делся, и его влияние на цены на рынке углеводородов останется значимым как минимум в течение 2022 г.

Цена на поставки газа на зимы 2023 и 2024 гг. уже бьют все рекорды. Помимо климатического фактора и последствий энергетического кризиса, представители рынка также весьма настороженно ждут разрешение ситуации с возможным конфликтом между Россией и Украиной, что также подстегивает цены вверх.

Кришталь Игорь,

к.э.н., старший научный сотрудник отдела Экономических исследований Института стран СНГ

 

[1] Составлено автором по данным U.S. Energy Administration // https://www.eia.gov/, дата обращения 16.02.2022

[2] IEA (2022), Oil Market Report — February 2022, IEA, Paris https://www.iea.org/reports/oil-market-report-february-2022, дата обращения 17.02.2022

[3] Составлено автором по данным Central European Gas Hub AG (CEGH) // https://www.cegh.at/, дата обращения 16.02.2022

[4] Javier Blas. Gas Will Stay High Even After the Spat With Russia // https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2022-01-27/europe-will-continue-to-struggle-with-gas-prices-even-after-the-spat-with-russia, дата обращения 16.02.2022