Состояние взаимодействия России и стран ЕС в энергетической сфере: январь 2022 года
Наступивший январь оставил позади себя год, крайне насыщенный событиями различного характера и масштаба, в т.ч. в плане того, что касается энергетического взаимодействия Российской Федерации и стран Европейского союза. Вместе с тем сам по себе месяц не отметился какими-либо заметными экономическими или политическими эпизодами, выступив в этом отношении скорее, как «отголосок» прошлого года. Вследствие этого представляется уместным подвести итоги последнего, остановиться на его самых знаковых моментах и обозначить наиболее вероятные пути дальнейшего развития нынешней ситуации.
Прежде всего нельзя не упомянуть о газовой сфере в целом и ситуации с «Северным потоком – 2» в частности. Данный проект влиял и продолжает влиять на все отношения между РФ и ЕС, особенно в сегменте энергетики. Прошедший год отметился окончанием долгого и достаточно сложного с технологической, юридической и политической точек зрения строительства вышеупомянутого газопровода. Однако после этого он, как и предполагалось ранее, оказался в подвешенном, а потому ещё более опасном, состоянии, в котором продолжает находиться и сейчас. К уже осуществлённым значительным уступкам со стороны российского руководства, в первую очередь в вопросах продолжения транзита через Украину и Белоруссию, и имевшейся ранее опасности заморозки постройки «Северного потока – 2» добавился риск его бессрочного нахождения на стадии сертификации. Несомненно, подобное положение дел, особенно с учётом серьёзного роста цен и официальной риторики со стороны стран ЕС будет использовано ими для продолжения шантажа Российской Федерации, в т.ч. с целью ещё большего ослабления её позиций на постсоветском пространстве. На конец января данная тенденция сохраняет свою актуальность.
С ситуацией вокруг данного газопровода связано и другое немаловажное событие – достижение в июле прошлого года договорённости между США и ФРГ об общих подходах к обеспечению энергетической безопасности в евроатлантическом регионе. Напомним, что наиболее значимыми положениями стали воздержание США от санкционного давления на «Северный поток – 2» на данном этапе, совместные американо-немецкие обязательства по поддержке украинского энергетического сектора и готовность противостоять РФ в случае использования поставок энергоресурсов с её стороны в качестве рычага «давления и принуждения».
Спустя полгода после заключения этого полуформального соглашения можно констатировать, что найденный компромисс продолжает действовать. Кроме того, если обратить внимание на последние высказывания и действия с американской и европейских сторон (заявление главы МИД Франции Ж.-И. Ле Дриана о возможности закрытия «Северного потока – 2» в случае обострения обстановки на Украине [1] и сдерживание администрацией Дж. Байдена внутриамериканских инициатив по введению новых санкций против газопровода [2]), то можно увидеть, что они лишь подтверждают тезис о возобновлении евроатлантического диалога и взаимодействия.
Отдельно стоит обозначить следующий момент. Данный консенсус концептуально идентичен политике, которой придерживаются ключевые европейские страны (Германия, Франция, Великобритания). Она состоит в сдерживании Российской Федерации посредством отказа от прямой конфронтации, сохранении чисто формального партнёрства и увязывании вопросов сотрудничества, в т.ч. в области энергетики, со стабильностью и неприкосновенностью всё более открыто враждебных к России постсоветских государств.
Говоря о ФРГ, стоит также вспомнить и о прошедших осенью прошлого года выборах в немецкий парламент. Относительно энергетической сферы они примечательны не только окончанием шестнадцатилетнего периода канцлерства А. Меркель, являвшейся одним из основных проводников вышеобозначенного «подхода», но и другими изменениями в парламенте и правительстве Германии.
Социал-демократическая партия, получившая наибольшее число мест в бундестаге, сформировала коалиционное правительство с леволиберальной партией «Союз 90/Зелёные» и праволиберальной Свободной демократической партией.
Однако несмотря на то, что первые две из них в куда большей степени ориентируются на развитие альтернативной энергетики и, соответственно, более скептически настроены к проекту «Северный поток – 2», а также общей недоброжелательности по отношению к РФ (так, представительница «зелёных» и новый министр иностранных дел А. Бербок обозначила, что РФ ждут серьёзные последствия в случае росте напряжённости на Украине [3]), вряд ли стоит ожидать кардинального изменения ранее проводимой энергетической политики. Это подтверждается следующими моментами.
Во-первых, как уже было указано, фактическое сохранение американо-немецкой договорённости свидетельствует об удовлетворённости им новым руководством ФРГ.
Во-вторых, социал-демократ и избранный канцлер О. Шольц уже успел высказаться о необходимости соответствия российского газопровода обновлённой Газовой инициативе Европейского союза, сохранении транзита газа по украинской территории [4] и о достижении по этим вопросам понимания между ним и Бербок [5]. Его заявления явно демонстрируют, что немецкая политика в области энергетики может поменять некоторые свои формы, но по своему содержанию останется такой же, какой она была в период канцлерства Меркель. Так, портфели министра экономики и защиты климата и министра по охране окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности в новом правительстве получили «зелёные», наиболее серьёзные противники «Северного потока – 2». Подобная ситуация, как уже можно понять, не удовлетворяет геополитическим интересам России.
Одним из самых ярких событий ушедшего года стал осенний резкий рост цен на газ, продолжающийся по сей день, что негативно влияет не только на потребителей, но и на экономику европейских стран.
Хотя они постепенно начали расти ещё в апреле, с сентября можно было наблюдать их внезапное скачкообразной и кратное повышение, достигнув своего пика сначала в первой половине октября, а затем во второй половине декабря 2021 г.
На данный момент цены снизились до уровня 800-900 долл. за 1000 куб. м [6], но периодически наблюдает рост, сохраняя высокий уровень рисков и волатильности в экономике ЕС. Естественно, это не могло не отразиться на взаимодействии в энергетической сфере между РФ и ЕС.
Согласно заявлениям «Газпрома», годовая прибыль компании выросла в два раза, не в последнюю очередь благодаря повышению цен на газ [7], что, в какой-то степени, можно воспринимать как покрытие расходов, связанных со строительством «Северного потока – 2». Пока ещё рано говорить об окончательной стабилизации ситуации, хотя её некоторые возможные последствия, в основном связанные с позицией стран ЕС, можно обозначить уже сейчас.
Одним из предположений, «лежащих на поверхности», является дальнейшая активизация общеевропейских усилий по развитию альтернативных источников энергии, что в т.ч. будет активно поддерживаться серьёзно усилившими свои позиции немецкими «зелёными». Но не стоит одновременно в этим рассчитывать на то, что Европейский союз смирится со своими убытками (и российской прибылью).
В середине декабря президент Федерального сетевого агентства ФРГ Й. Хоманн заявил, что «Северный поток – 2» сможет пройти сертификацию только во второй половине 2022 г. [8]. Учитывая предыдущий опыт использования любых предлогов для обеспечения своих интересов, а также, сохранение, в открытой или скрытой форме, «украинского фактора» в рамках переговорного процесса, вполне допустимо (и даже более чем вероятно), что ЕС будет и дальше использовать газопровод для внешнеполитического шантажа РФ, который уже продемонстрировал свою результативность при заключении договора с Украиной о продолжении транзита газа по её территории в 2019 г..
Следовательно, подводя итоги прошедшего года, можно констатировать сохранение крайне неоднозначной и сложной обстановки в энергетическом взаимодействии между РФ и Европейским союзом.
Несмотря на немалую выгоду, извлечённую первой из повысившихся цен на газ, проект «Северный поток – 2», во-первых, продолжает находиться в промежуточном положении из-за неопределённых перспектив его сертификации, а во-вторых, сохраняет свою зависимость от решений, прежде всего касательно российской политики на постсоветском пространстве, которые принимают страны ЕС.
Государства-члены Европейского союза, в свою очередь, продолжают исходить из приоритетности именно политических интересов в международных отношениях, в т.ч. касательно сферы энергетики. Такое «зрелое» отношение к своей деятельности на мировой арене, к сожалению, пока так и не нашло аналогичного ответа со стороны Российской Федерации.
Вкупе с продолжающимся курсом на восстановление евроатлантического консенсуса, к чему стремятся как США, так и страны Европейского союза, эффективность политики РФ в области энергетики как таковой и как составляющей её общей международной деятельности, в т.ч. на постсоветском пространстве, будет снижаться.
Вышегороцев Даниил,
научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ
[1] Глава МИД Франции допустил закрытие «Северного потока — 2» // https://ria.ru/20220107/potok-1766870598.html
[2] Cruz’s Nord Stream 2 sanctions bill fails in U.S. Senate // https://www.reuters.com/world/us/us-democrats-slam-cruz-nord-stream-2-sanctions-bill-ahead-vote-2022-01-13/
[3] Baerbock und Blinken: „Schwere Konsequenzen“ für Russland möglich // https://de.news-front.info/2022/01/06/baerbock-und-blinken-schwere-konsequenzen-fur-russland-moglich/
[4] Шольц назвал решение по «Северному потоку — 2» неполитическим // https://ria.ru/20211217/potok-1764154863.html
[5] Annalena Baerbock: «Werte und Interessen sind kein Gegensatz» // https://www.zeit.de/zustimmung?url=https%3A%2F%2Fwww.zeit.de%2F2021%2F53%2Fannalena-baerbock-aussenpolitik-russland-china
[6] График цены на газ в Европе. Биржа TTF // https://www.profinance.ru/charts/?s=TTFUSD1000&p=VFRGVVNEMTAwMCMyIzUjMTE5MiM2OTMjMSMw
[7] Доходы «Газпрома» от экспорта газа выросли в два раза за десять месяцев // https://ria.ru/20211213/gazprom-1763430141.html
[8] Nord Stream 2 won’t go live in first half of 2022, German regulator warns // https://www.reuters.com/business/energy/german-regulator-says-nord-stream-2-launch-not-expected-h1-2022-2021-12-16/