Несмотря на публичные заверения президента Белоруссии А. Лукашенко в том, что вводимые Западом против республики экономические санкции не причиняют существенного вреда национальной экономике, зафиксированы сигналы и противоположного характера. Так, вице-премьер Ю. Назаров признал, что затронувшие предприятия концерна «Белнефтехим» американские санкции становятся ощутимыми. Потери только белорусских НПЗ в результате санкционных мер составили 80 млн долл. При этом, по словам чиновника в белорусском правительстве осознают, что санкционная политика в отношении властей республики вводится надолг[i].
В нынешних обстоятельствах ситуация, конечно, не критична. Минску удаётся сохранить экспорт нефтепродуктов и обеспечить кредитами предприятия отрасли. Посредством закупки российского сырья решён вопрос с загрузкой обоих НПЗ с общим объёмом переработки 16,8 млн т в год. Внутренние потребности в нефтепродуктах полностью удовлетворены, с запасом продукции на месяц.
Работая в сложных условиях концерн продолжает модернизацию основных фондов (стоимость инвестиционного проекта на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе превысила 1 млрд долл.). Обновление позволит выйти на глубину переработки нефти в 90%. Согласно планам «Белнефтехим», установка замедленного коксования на «Нафтане» будет запущена на полную мощность в первом квартале 2022 г. Коррективы в планы концерна внёс случившийся в сентябре прошлого года на установке замедленного коксования тяжёлых нефтяных остатков пожар[ii].
Блокировку транзита нефтепродуктов со стороны Литвы, «Белнефтехим» пытается компенсировать за счёт переориентации поставок продукции на порты Российской Федерации. По итогам года ожидается выход на поставки 2,3 млн т продукции, при планах 1,7 млн т[iii]. Руководство концерна не отрицает негативного влияния санкционного плана Запада на работу отрасли, но исходит из того, что любое давление стимулирует выработку антикризисных решений, позволяющих рационализировать производственный процесс. После провального по показателям 2020 г. поставки предприятий концерна увеличились – 130% темп роста экспорта по всей отрасли.
Тем более, что на украинский рынок продукция отгружается без препятствий, несмотря на аналогичные трения в политической сфере. Более того, украинский рынок является премиальным для белорусских производителей. По некоторым данным в Украине белорусская продукция занимает 35% рынка дизеля, бензина – 40%, битума – 45%.
Главным партнёром нефтяной отрасли, страхующим внешние риски, традиционно остаётся Россия, за счёт договорённостей с которой в 2022 г. белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) будут в полном объёме обеспечены сырьём на уровне 2021 г. Как правило, Белоруссия закупает у России 18 млн т/г. нефти. Однако, по словам замглавы администрации президента Белоруссии Д. Крутого, в бюджете заложен более консервативный сценарий переработки нефти в объёме 12,5 млн т, при целевом сценарии – 16-17 млн т. (крупнейший поставщик нефти в Белоруссию Роснефть – в 2019 г. компания поставила 8,8 млн т.)[iv].
Очевидно, что означенных объёмов поставок российского сырья все же недостаточно для выхода на работу отрасли на полную мощность. Свидетельством чему является отказ концерна «Белоруснефть» выполнять контракт на поставку нефти в Германию в 2022 г. Ранее, годовой объем поставок белорусской нефти в Германию составлял порядка 1,6-1,8 млн т. Теперь, высвободившаяся нефть будет перенаправлена на отечественные НПЗ. Отказ от партнёрства с Германией в вопросе поставок сырой нефти может быть вызван как сложными отношениями Минска с государствами ЕС, где Германия безусловно занимает ведущую позицию, так и санкционными ограничениями. Однако, аналогичным образом Белоруссия уже поступила в начале 2020 г., когда появились проблемы с поставками в страну российской нефти, и когда отношения белорусского государства с Объединённой Европой оставались сбалансированными. Поэтому, санкции вероятно следует отнести к числу косвенных причин сворачивания сотрудничества с Германией, а первично все-таки ограничение по объёмам нефти со стороны России[v].
На этом фоне «Белоруснефть» достигла знаковой цифры в нефтедобыче – 140 млн т. Всего в Белоруссии открыто 93 месторождения нефти и газоконденсата. Все они расположены в пределах Припятского прогиба. В разработке находится 64 нефтяных месторождения и 135 залежей. При этом почти половина всех остаточных извлекаемых запасов белорусской нефти сосредоточены в пределах 5 крупнейших месторождений: Речицкого, Осташковичского, Вишанского, Южно-Осташковичского и Южно-Сосновского. Белорусские нефтяники активно используют современные технологии, благодаря которым удаётся добывать, в том числе «трудную нефть»[vi].
Несколько лучше складывается ситуация по поставкам в Белоруссию российского природного газа. Как известно, Минск и Москва подписали протокол по ценам на газ и его транспортировке на 2022 г. Протокол определяет порядок формирования цен при поставке природного газа в Белоруссию в 2022 г. Достигнута договорённость, что в будущем году республика будет получать голубое топливо из России по ценам действующего контракта. В настоящее время Белоруссия получает российский газ по цене в 128,5 долл. за тыс. куб. м.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что договорённости снова имеют краткосрочный характер. Если ранее можно было допустить, что сам Минск не желает привязывать себя к определённой цене, ведь глава Белоруссии неоднократно критиковал Москву за высокую цену, то сегодня, на фоне беспрецедентно высоких цен на газ в Европе для тех, кто не подписал с Россией долгосрочный контракт на поставку газа, очевидно, что Минску выгодно соглашение в долгую. Поэтому, на этот раз вероятно именно Москва настаивает на годовом контракте, тем самым ставя Минск в зависимость и подталкивая партнёра к дальнейшей интеграции[vii].
Надо заметить, что льготные тарифы на энергосырьё рассматриваются Минском как важнейший ресурс погашения государственного долга. По данным белорусского Министерства финансов, к началу августа 2021 г. общий долг Белоруссии (внешний и внутренний) достиг 22,8 млрд долл. К концу 2021 г. государству предстоит выплатить кредиторам около 1 млрд долл. Основную долю в графике погашения долговых обязательств составляют кредиты России и Китая. По данным Всемирного банка, долг Белоруссии перед Россией на конец 2019 г. составлял 8,1 млрд долл.
В настоящее время стоимость российской нефти для Минска за счёт пошлинных льгот все ещё составляет 83% от мировой цены, что даёт выгоду Белоруссии в 17%. Однако, с каждым годом возможности компенсировать дефицит бюджета за счёт дешёвой российской энергетики сужаются. При этом, Минск не воспользовался благоприятным льготным периодом для создания подушки безопасности ранее; не ставит перед собой такой цели и в настоящем периоде.
Волков Глеб, кандидат политических наук, эксперт Института стран СНГ в Белоруссии
[i] Белорусские НПЗ из-за санкций потеряли 80 миллионов долларов // https://sputnik.by/20211028/belorusskie-npz-iz-za-sanktsiy-poteryali-80-millionov-dollarov-1057511011.html
[ii] «Нафтан» завершит модернизацию в начале 2022 года // https://sputnik.by/20211108/naftan-zavershit-modernizatsiyu-v-nachale-2022-goda-1057749203.html
[iii] Беларусь поставит нефтепродуктов через порты России больше, чем планировали // https://sputnik.by/20211108/belarus-postavit-nefteproduktov-cherez-porty-rossii-bolshe-chem-planirovali—1057747306.html, дата обращения 27.12.2021.
[iv] Россия полностью обеспечит сырьем белорусские НПЗ в 2022 г. // https://www.top-r.ru/news/56533.html, дата обращения 27.12.2021.
[v] Reuters: «Белоруснефть» отказалась от экспорта нефти в Германию из-за санкций // https://www.top-r.ru/news/56578.html, дата обращения 27.12.2021.
[vi] «Белоруснефть» разрабатывает 64 нефтяных месторождения и 135 залежей // https://www.top-r.ru/news/56086.html, дата обращения 27.12.2021.
[vii] Беларусь и Россия подписали протокол о ценах на газ на 2022 год // https://sputnik.by/20211109/belarus-i-rossiya-podpisali-protokol-o-tsenakh-na-gaz-na-2022-god-1057772022.html, дата обращения 27.12.2021.