На фоне нерешенной проблемы поставок в Белоруссию желательных объемов российской нефти и льготных тарифов на сырье, Минск продолжает самостоятельно изыскивать варианты поддержки нефтеперерабатывающей отрасли страны.
Минимальную стабильность работы отрасли обеспечивает собственная добыча нефти, которая варьируется на уровне 1,7 млн т в год. За последние четыре года предприятию «Белоруснефть» удалось несколько переломить тенденцию в сторону роста, за счет ежегодного ввода в эксплуатацию около 50 нефтяных скважин (еще 10 лет назад их было в два раза меньше)[i]. Мало того, в ближайшее время Беларусь планирует в 1,5 раза увеличить добычу сырья за счет разработки новых месторождений и двукратного объема инвестиций[ii].
Ко времени увенчались успехом переговоры по приобретению белорусской нефтяной компанией активов в России – ОАО «НК «Янгпур» стало на 100% учредителем ООО «Пурнефть». Площадь активов российской дочки достигает 2 тыс. кв. км. Компания располагает развитой инфраструктурой и фондом из 69 скважин. На новом участке уже проведены геолого-технические мероприятия, которые позволили увеличить среднесуточную добычу нефти почти на 200 т. В настоящее время белорусские специалисты занимаются реконструкцией существующей инфраструктуры, введением в работу аварийных и бездействующих скважин.
Суммарная добыча нефти за год с этого месторождения составит 316 тыс. т нефти и газоконденсата, а также 1,23 млрд куб. м попутного и природного газа. Между тем, планы белорусов выйти к 2025 г. на объемы добычи углеводородов в нефтяном эквиваленте сопоставимые с тем, что имеются на территории Беларуси видятся несколько завышенными. Так как, уже использованное месторождение с требующей реконструкции инфраструктурой явно не относится к числу перспективных[iii].
Некоторую финансовую поддержку отрасли дает практика регулярного повышения концерном «Белнефтехим» тарифов на автомобильное топливо – до конца года на 5-6%, при условии неизменности цен на нефть и курса белорусского рубля. В руководстве концерна данную меру объясняют необходимостью сохранения ценовой стабильности на рынке нефтепродуктов.
В среднем стоимость бензина и дизеля в Белоруссии увеличивается каждую неделю, хотя и остается минимальной по сравнению со всеми сопредельными странами. С учетом последнего изменения рост цен на моторное топливо с начала года составит 13,6 % – это уже 25-е повышение цен на топливо в 2021 году. В 2020-м цены на бензин и дизель менялись 16 раз, в 2019-м – 28 раз[iv].
Финансовые послабления ожидаются также в связи со скорым (до конца года) завершением Мозырским НПЗ модернизации основных фондов и началом эксплуатации комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Отмечается, что по итогам первого полугодия НПЗ сработал с прибылью. Основной объем нефти предприятие получает от российских партнеров, с которыми у НПЗ сегодня сложились особо эффективные отношения[v]. К слову, в I полугодии 2021 года российские нефтяные компании нарастили поставки нефти в Беларусь на 34% до 6,22 млн тонн нефти[vi].
Однако, основной положительный эффект отрасли создает выгодная региональная конъюнктура. Так, в январе-июне текущего года Беларусь увеличила долю дизельного топлива на украинском рынке на 13% и теперь она составляет 37%. Данные рывок стал возможен за счет сокращения Украиной собственного рынка дизеля на 2,9% – поставки с украинских НПЗ составили всего 18%. Дополнительно, ввиду остановки поставок российского дизеля по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» (переданного в государственную собственность Украины) Россия, занимавшая 40% украинского рынка по дизелю, выпала из числа главных поставщиков, уступив место белорусскому производителю[vii].
Параллельно, в 1,5 раза выросли поставки в Украину белорусского дорожного битума. Из-за сокращения Украиной собственного производства по данной товарной позиции и препятствия поставкам из России, Беларусь стала основным поставщиком битума, заняв 48% всего украинского рынка[viii].
Аналогично, удачным образом сложилась обстановка с поставками в Россию бензола. Так, в январе-июне поставки увеличились на 3,1 тысячи тонн в сравнении с периодом 2020 года и составили 27,9 тысяч тонн. В прошлом году самым крупным поставщиком бензола на российский рынок являлось казахстанское НПЗ, которое сократило свои отгрузки по техническим причинам (войдя в график плановых ремонтов). В результате, дефицит продукта компенсирован отгрузками из Беларуси, что сделало Новополоцкий завод крупнейшим поставщиком бензола в Россию[ix].
Как видно белорусские нефтеперерабатывающие предприятия оперативно занимают освобождающиеся товарные ниши украинского и российского рынков, тем самым улучшая положение собственной отрасли, переживающей проблемный период. Однако, указанные меры преимущественно носят тактический, временный характер, что не позволит Белоруссии выйти на качественно иной уровень развития сферы.
Волков Глеб, эксперт Института стран СНГ в Белоруссии
[i] Руководитель «Белоруснефти»: добыли более 1 млн тонн нефти за 8 месяцев / https://sputnik.by/20210906/rukovoditel-belorusnefti-dobyli-bolee-1-mln-tonn-nefti-za-8-mesyatsev-1056256138.html, дата обращения 28.09.2021.
[ii] Беларусь может увеличить добычу нефти в 1,5 раза – помощник Лукашенко / https://sputnik.by/20210801/belarus-mozhet-uvelichit-dobychu-nefti-v-15-raza—pomoschnik-lukashenko-1055313888.html, дата обращения 28.09.2021.
[iii] Дочка «Белоруснефти» в России приобрела нефтяную компанию
/ https://sputnik.by/20210830/dochka-belorusnefti-v-rossii-priobrela-neftyanuyu-kompaniyu-1056045528.html, дата обращения 28.09.2021.
[iv] Белнефтехим: топливо до конца года подорожает на 5-6%, но есть условия / https://sputnik.by/economy/20210415/1047395532/Belneftekhim-toplivo-do-kontsa-goda-podorozhaet-na-5-6-no-est-usloviya-.html, дата обращения 28.09.2021.
[v] Мозырский НПЗ осенью приступит к пуску комплекса гидрокрекинга / https://sputnik.by/20210728/mozyrskiy-npz-osenyu-zapustit-kompleks-gidrokrekinga-1055202990.html, дата обращения 28.09.2021.
[vi] Экспорт нефти из РФ в Беларусь в I полугодии вырос на 34% до 6,22 млн тонн / https://www.top-r.ru/news/55342.html, дата обращения 28.09.2021.
[vii] Беларусь заняла почти 40% украинского рынка дизеля / https://sputnik.by/20210713/belarus-zanyala-pochti-40-ukrainskogo-rynka-dizelya-1054695274.html, дата обращения 28.09.2021.
[viii] Беларусь поставила на украинский рынок на 50% больше битума / https://sputnik.by/20210715/belarus-postavila-na-ukrainskiy-rynok-na-50-bolshe-bituma-1054820492.html, дата обращения 28.09.2021.
[ix] «Нафтан» стал крупнейшим поставщиком бензола в Россию / https://sputnik.by/20210714/naftan-stal-krupneyshim-postavschikom-benzola-v-rossiyu-1054733367.html, дата обращения 28.09.2021.