Рис. 1. Спот цены на нефть марок Brent и WTI в октябре 2020 г.*
В октябре 2020 г. продолжился негативный сентябрьский тренд в отношении цен на энергоносители. Спот цены на североморскую нефть марки Brent опустились в конце месяца до 36,33 долл. за баррель, а на техасскую WTI – до 35,64 долл.
Основным фактором пессимистичного настроя стал резкий рост заболеваемости COVID-19 в США и Европе в результате наступления второй волны пандемии. Ряд стран значительно расширил ограничительные меры, что заставило аналитиков Международного Энергетического Агентства скорректировать на 0,4 млн баррелей в день в сторону уменьшения свою оценку объёма спроса на нефтепродукты в третьем квартале 2020 г., также были пересмотрены прогнозы по объёмам спроса в четвёртом квартале 2020 г. и в первом квартале 2021 г. на 1,2 и 0,7 млн баррелей в день соответственно[1].
Общемировые объёмы добычи нефти в октябре выросли на 0,2 млн баррелей в день. Росту предложения на рынке также способствовала разблокировка нефтяных месторождений в Ливии. Мощности будут наращиваться постепенно, однако, уже к ноябрю могут достигнуть 1 млн баррелей в день. При этом необходимо отметить чрезвычайно высокий уровень дисциплины стран-участниц соглашения в рамках ОПЕК+, составивший 104%.
Последние несколько дней месяца были отмечены ощутимым падением цен в ожидании результатов президентских выборов в США. Многие представители рынка рассматривают Трампа как более благоприятного кандидата с точки зрения цен на нефть, нежели Байден. Это объясняется желанием последнего вести диалог с Ираном, который может привести к его возврату на нефтяной рынок, и, соответственно, ощутимому увеличению предложения.
Также нельзя не обратить внимание на прогноз одного из аналитиков Всемирного Банка относительно перспектив восстановления спроса на нефть. По мнению Питера Нейгла (Peter Nagle), пандемия может внести существенные коррективы в поведение людей не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. В частности, речь идёт о глобальном снижении объёма авиаперевозок в связи со значительной перестройкой бизнес-процессов в сторону встреч с использованием видео-конференц-связи. Несмотря на то, что построить количественную модель таких изменений на данный момент не представляется возможным, аналитик считает, что возвращение к уровню спроса 2019 г. в ближайшие годы является крайне маловероятным[2]. Уже сейчас ряд компаний уменьшает объём инвестиций в новые проекты, связанные с углеводородами.
Рис. 2. Спот цены на газ VWAP/CEGHIX за сентябрь – октябрь 2020 г.[3]
Газовый рынок в октябре 2020 г. продолжил своё восстановление. Рост цен можно объяснить традиционным сезонным фактором. Сдерживающим фактором стала достаточно тёплая погода в Европе, несколько отложившая начало отопительного сезона.
Строительство газопровода «Северный поток – 2» постепенно продолжается, в немецкий порт Мукран выдвинулись несколько судов снабжения. Однако ситуация ещё далека от спокойной. Победа на выборах президента США кандидата от демократической партии Джо Байдена может привести к ужесточению санкционного давления на любые юридические лица, участвующие в проекте. С другой стороны, правительство Германии в очередной раз выразило свою заинтересованность в проекте и подчеркнуло его выгоду для страны.
Кришталь Игорь,
к. э. н., старший научный сотрудник отдела Экономических исследований Института стран СНГ
* Составлено автором по данным U.S. Energy Administration // https://www.eia.gov/, дата обращения 12.11.2020.
[1] IEA (2020), Oil Market Report – November 2020, IEA, Paris // https://www.iea.org/reports/oil-market-report-november-2020, дата обращения 15.11.2020.
[2] The oil market outlook: Lasting scars from the pandemic // https://blogs.worldbank.org/opendata/oil-market-outlook-lasting-scars-pandemic, дата обращения 12.11.2020.
[3] Составлено автором по данным Central European Gas Hub AG (CEGH) // https://www.cegh.at/, дата обращения 14.11.2020.