Возможные последствия нового обострения в зоне карабахского конфликта для трубопроводной инфраструктуры Азербайджана

7 октября 2020 г. азербайджанская сторона заявила, что армянские вооружённые силы обстреляли кассетными бомбами участок трубопровода «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД) в Евлахском районе Азербайджана. Сообщалось, что в десяти метрах от трубопровода разорвалось 300 кассетных бомб, он не был повреждён[1]. Армянская сторона опровергла информацию о нанесении удара по трубопроводу[2].

Однако сразу возник вопрос о том, что возобновление боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта может привести к ударам по энергетической инфраструктуре Азербайджана. Подобные опасения начались ещё в период летнего обострения в районе Товуша. Тогда некоторые эксперты считали, что может быть повреждён Трансанатолийский газопровод (TANAP). В результате подобного удара был бы убран с рынка один из поставщиков газа в Турцию[3].

Напомним, что TANAP поставляет 6 млрд куб. м газа в Турцию и по 1 млрд куб. м в Грецию и Болгарию. В перспективе – 8 млрд куб. м для Италии.

Однако наиболее интересным объектом для атаки может быть нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан». Если он будет атакован, то возникнет интересная ситуация. Альтернативой БТД мог бы стать нефтепровод «Баку – Супса». Но, как считают эксперты, «Баку – Супса» не сможет стать полноценной альтернативой БТД. Причина в том, что мощность «Баку – Супса» в шесть раз меньше. В результате фактически единственным маршрутом для азербайджанской нефти становится нефтепровод «Баку – Новороссийск». Однако тот слишком загружен (в нём есть также туркменская и казахстанская нефть)[4]. Таким образом, «Баку – Новороссийск» в случае поражения БДТ может стать монополистом по вывозу азербайджанской нефти, но сами условия таковы, что он не сможет полностью его заменить. Соответственно, экспорт азербайджанской нефти может быть поставлен под вопрос.

Кроме того, эксперты считают, что, в отличие от нефтяного экспорта, в вопросах экспорта газового возможностей минимизировать ущерб у Азербайджана меньше. Они обращают внимание на то, что в 2020 г. уже имели случаи локальных стычек на отдельных участках Южно-Кавказского газопровода (Баку – Тбилиси – Эрзурум)[5].

Таким образом, в случае расширения боевых действий удары по нефтегазотранспортной инфраструктуре вполне реальны. Исходя из этого, возникает вопрос не только об экономических, но и о политических последствиях. Соответственно, можно сделать следующие выводы:

  1. удар по инфраструктуре существенно затруднит нефтяной и остановит газовый экспорт Азербайджана;
  2. эта ситуация ударит по финансовому положению страны, так как невыполненные обязательства по поставкам приведут к многочисленным штрафам;
  3. не исключено, что в итоге эти удары заставят Баку отказаться от дальнейшей эскалации боевых действий.

Новиков Владимир, к. и. н., заведующий отделом Кавказа

Института стан СНГ

 

[1] Обстрелян трубопровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» // https://az.sputniknews.ru/karabakh/20201007/425133112/Obstrelyan-truboprovod-Baku-Tbilisi-Dzheykhan—Khikmet-Gadzhiev.html, дата обращения 19.10.2020.

[2] Власти Армении опровергли сообщение Азербайджана об обстреле трубопровода «Баку – Джейхан» // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9646431, дата обращения 19.10.2020.

[3] Названы последствия в случае ущерба нефтепроводам Азербайджана в случае войны с Арменией // https://yandex.ru/turbo/vz.ru/s/news/2020/7/13/1049676.html, дата обращения 19.10.2020.

[4] Катона В., 2020. Несвоевременно и контпродуктивно: какие энергетические последствия повлечёт за собой карабахский конфликт? // https://oilcapital.ru/article/general/15-10-2020/nesvoevremenno-i-kontrproduktivno-kakie-energeticheskie-posledstviya-povlechet-za-soboy-karabahskiy-konflikt, дата обращения 19.10.2020.

[5] Там же.