Динамика цен на нефть и газ в июле и августе 2020 г.

Рис. 1. Спот цены на нефть марок Brent и WTI в июле 2020 г.*

В июле спот цены на нефть колебались в достаточно узком коридоре. Североморская Brent от 42,18 до 44,31 долл. за баррель, а техасская WTI − от 39,64 до 41,88 долл. Рынок находился в состоянии хрупкого баланса благодаря постоянному действию разнонаправленных факторов, близких по силе влияния.

Заболеваемость коронавирусом в июле стабилизировалась в районе отметки в 260 000 случаев в день, были ослаблены карантинные меры в целом ряде стран. Также рынок положительно отреагировал на новости о приближении финальных стадий тестирований вакцин рядом фармацевтических компаний. Первой страной, вышедшей на финальный этап, стала Россия. Мировое сообщество отнеслось к российской разработке со значительной долей недоверия, однако это сыграло свою роль для стабилизации цен на углеводороды.

Спрос на автомобильное топливо в первой половине года оказался больше первоначальных прогнозов, во многом благодаря спросу на дизельное топливо, используемое для коммерческих перевозок. Рост интернет-торговли в период пандемии позволил сохранить активность транспортных компаний и частных перевозчиков, чего нельзя сказать об авиационной отрасли. В июле общее расстояние, пройденное коммерческими рейсами было меньше на 67%[1] по сравнению с предыдущим годом.

В то же время торговое противостояние США и Китая только усилилось, что препятствовало ощутимому росту цен.

Состояние американского нефтяного рынка в июле оказалось неоднозначным. С одной стороны, объёмы добычи выросли относительно мая, с другой, разница в абсолютных значениях по сравнению с прошлым годом всё ещё огромна. Такое положение дел в теории должно было бы стимулировать рост цен, однако, череда банкротств нефтяных компаний и опасения относительно общего состояния американской экономики практически нивелировали повышательный тренд.

Также в июле было принято решение несколько ослабить ограничения по добыче в рамках соглашения ОПЕК+ на 2 млн баррелей в сутки в августе.

Рис. 2. Спот цены на нефть марок Brent и WTI в августе 2020 г.

В августе 2020 г. усилился тренд на рост цен на углеводороды. Спот цена североморской Brent в пике доходила до 46,01 долл. за баррель, а техасская WTI − до 43,21 долл. за баррель. Таким образом, месячный прирост цены составил более 7% в первом случае и более 3% − во втором.

С 1 августа вступили в силу новые условия по объёмам добычи в рамках ОПЕК+, предполагающие увеличение на 2 млн баррелей в сутки. Негативного влияния на цены при этом удалось избежать во многом благодаря странам, нарушавшим соглашение в предыдущие периоды (Ирак, Нигерия и т.д.) и потому вынужденным взять на себя дополнительные обязательства по снижению добычи в августе и сентябре[2].

Основными драйверми роста в августе стали новости о значительном сокращении запасов в хранилищах нефти, а также высокий уровень дисциплины стран-участниц соглашения ОПЕК+.

Немалую роль в положительной динамике цен сыграл и ураган «Лаура», ставший одним из наиболее разрушительных за последние годы. Результатом стало временное закрытие большей части нефтеперерабатывающих предприятий на территории Мексиканского залива.

Несмотря на столь положительные результаты августа, ситуация в сентябре может измениться. С окончанием сезона отпусков значительно снизится количество людей, путешествующих на машинах, а соответственно, и спрос на бензин.

Конец августа также ознаменовался ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией COVID-19, многие европейские страны снова начали вводить ограничительные меры, что позволяет сделать вывод о существенно большей волатильности рынка, ожидающей нас в сентябре.

Рис. 4. Спот цены на газ VWAP/CEGHIX за май – июнь 2020 г.[3]

Цены на газ в июле оставались стабильно низкими, в августе же произошёл ощутимый рост, благодаря растущему спросу на газ в Европе. При этом существенно снизилась доля американских производителей СПГ в общем объёме европейских закупок из-за высокой стоимости разжижения. В целом приближение отопительного сезона позволит несколько стабилизировать цены на газ в соответствии с сезонными колебаниями.

Ситуация вокруг строительства газопровода «Северный поток – 2» остаётся крайне напряжённой. В начале месяца стало известно, что оператор проекта может использовать для строительства трубоукладочную баржу «Фортуна», помимо уже задействованного судна «Академик Черский», что должно было ускорить процесс строительства. Однако, уже через несколько недель, после предположительного отравления оппозиционного политика Алексея Навального над «Северным потоком-2» нависла реальная угроза новой волны санкций как со стороны США, так и Европы[4].

КРИШТАЛЬ Игорь,

к. э. н., доцент,

старший научный сотрудник

отдела Экономических исследований Института стран СНГ

[1] EA (2020), Oil Market Report — August 2020, IEA, Paris // https://www.iea.org/reports/oil-market-report-august-2020, дата обращения 10.09.2020.

[2] Нефть и газ в июле 2020 г. // https://oilcapital.ru/article/general/11-08-2020/neft-i-gaz-v-iyule-2020, дата обращения 10.09.2020.

[3] Составлено автором по данным Central European Gas Hub AG (CEGH) // https://www.cegh.at/, дата обращения 10.09.2020.

[4] Нефть и газ в августе 2020 г. // https://oilcapital.ru/article/general/14-09-2020/neft-i-gaz-v-avguste-2020, дата обращения 10.09.2020.

* Графики на рис.1-2 составлены автором по данным U.S. Energy Administration // https://www.eia.gov/, дата обращения 10.09.2020.