Нефтяные планы грузинского правительства

27 июня стало известно, что австрийская компания OMV PETROM S.A намерена заняться геологоразведкой потенциальных месторождений нефти в грузинской акватории Чёрного моря. Компания получила генеральную лицензию на пользование участком площадью 3,5 тыс. кв. м. Предполагается, что работа будет идти в два этапа: на первом будет произведена сеймсморазведка, а на втором – бурение[1].

OMV PETROM – дочернее предприятие австрийского концерна OMV (Österreichische Mineralölverwaltung Aktiengesellschaft AG), основанного в 1956 г. Основной профиль деятельности концерна – добыча нефти и газа, транспортировка и переработка углеводородов, производство электричества. Отметим, что OMV уже реализовывала проект по разведи и бурению нефти в Румынии (в частности, можно упомянуть скважину «Динамо»)[2].

В настоящее время Грузия является единственным черноморским государством, которое фактически не ведёт работ по поиску углеводородов в своей акватории. При этом достаточно активно идёт разработка своих запасов нефти и газа на материковой части Грузии. Так в 2019 г. было добыто более 30 тыс. т нефти и 10 млн куб. м. При этом годовое потребление нефтепродуктов в Грузии – 1,2 млн т и газа – порядка 2,5 млрд куб. м. Таким образом, Грузия в настоящее время зависит от импорта нефтепродуктов из России, Азербайджана, Болгарии и Румынии[3].

В последнее время наметилась тенденция по активизации стран черноморского бассейна по поиску углеводородных запасов на морском шельфе. Такие работы ведут Россия, Турция, Болгария, Румыния, Украина. Коммерчески рентабельные запасы обнаружены в Болгарии, Румынии и Украине.

Грузия объявила о поиске инвестора для разработки нефти на морском шельфе Чёрного моря в январе 2020 года. Два лицензионных участка находятся между турецкой акваторией и абхазским участком грузинских территориальных вод (по абхазскому законодательству – это территориальные воды Абхазии). Тогда же говорилось, что интерес к теме проявили американские, британские и испанские компании [Орагвелидзе, 2020][4].

При этом Грузия в конце 1990-х-начале 2000-х годов уже искала нефть на собственном шельфе. Для этой цели было создано СП с американской компанией Аnadarko Petroleum. В 2005 г. Аnadarko Petroleum была намерена создать консорциум с ВР и Turkish Petroleum по поиску нефти на черноморском шельфе Грузии[5]. Однако в 2007 г. Аnadarko Petroleum искало уже другого партнёра по консорциуму, так как ВР не вошло в консорциум[6]. В итоге из этих планов ничего не вышло.

Почему же сейчас Грузия решила вновь вернуться к вопросу о нефтяных разработках? К тому есть несколько причин.

Во-первых, Грузия явно хочет не отстать от соседей, которые активно ищут нефть в своей акватории.

Во-вторых, Грузия явно пытается разыграть карту энергетической независимости. А значит, завысить ставки в игре с Азербайджаном и Россией как основными поставщиками углеводородов.

В-третьих, поиск нефти – это ещё и способ привлечения инвесторов в ситуации коронакриса.

Новиков Владимир,

к. и. н., зав. отделом Кавказа Института стран СНГ

 

[1] Австрийская компания OMV получила лицензию на разведку и добычу нефти в Грузии // https://www.ekhokavkaza.com/a/30693963.html, дата обращения 15.07.2020

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Орагвелидзе И., 2020 Грузия ищет инвестора для добычи нефти в Чёрном море // https://www.ekhokavkaza.com/a/30379313.html, дата обращения 15.07.2020.

[5] Аnadarko Petroleum Corp намерена создать консорциум с ВР и Turkish Petroleum по поиску и добычи нефти и газа на черноморском шельфе Грузии // https://sputnik-georgia.ru/economy/20050302/357294.html, дата обращения 15.07.2020.

[6] В Грузии компания «Анадарко» ищет нового партнёра // https://www.trend.az/scaucasus/georgia/896440.html#, дата обращения 15.07.2020.