Сделка по продаже азербайджанских активов корпорации Chevron

16 апреля стало известно, что американская корпорация Chevron продала венгерской компании MOL Hungary Oil and Gas PLC свои азербайджанские активы за 1,57 млрд долл. К ним относятся доли в нефтепроводе Баку – Тбилиси – Джейхан и блоке нефтяных месторождений Азери – Чираг – Гюнешли (АЧГ)[1]. Фактически речь идёт об уходе из каспийских нефтяных активов «знаковой» компании. Ведь именно Chevron была одним из значимых участников подписанного 20 сентября 1994 г. «контракта века», предполагавшего разработку АЧГ.

При этом слухи о продаже азербайджанских активов появились ещё в 2019 г. Существовали различные версии того, почему именно американская корпорация решила избавиться от своих азербайджанских активов. Разброс этих версий — от желания сосредоточиться на внутреннем американском рынке до снижения добычи в блоке месторождений АЧГ. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция ухода американских нефтегазовых компаний с рынка стран Восточной Европы[2].

При этом важно отметить, что в 2019 г. была приостановлена работа двух платформ АЧГ. А добыча нефти в первом квартале 2020 г. на АЧГ упала на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г[3].

Кроме того, аналитики компании ВР ещё в 2019 г. сделали вывод о том, что темпы добычи на АЧГ падают на 10% в год. И поднять эти темпы можно только путём дополнительных затрат, которые ставят вопрос о рентабельности проекта в целом. Если эти сведения верны, то получается, что MOL купил заведомо токсичный актив[4]. В этой ситуации не исключено, что в этой сделке присутствует некий «непрозрачный аспект», связанный как с мотивацией участников сделки, так и с качеством тех активов, которые были проданы.

Однако какова бы ни была подоплёка этой продажи активов, эти события являются знаковыми. Начнём с того, заключённый в 1994 г. «контракт века», в ходе которого Chevron приобрела свои азербайджанские активы, был не только экономическим, но и политическим инструментом. С помощью этой сделки Азербайджан, только что потерпевший фактическое поражение в войне в Нагорном Карабахе, решал три задачи:

1) Создание с помощью этого контракта гарантий внутри- и внешнеполитической стабильности как для самого Азербайджана, так и лично для Гейдара Алиева.

2) Построение посредством нефтяных доходов привлекательного государства, которое, может, и проиграло войну, но приобрело мир, в том числе обеспечило достаточно высокий уровень жизни населения.

3) Создание на нефтяные деньги современных вооружённых сил, которые рано или поздно стали бы «армией реванша».

Однако события 2014–2015 гг. показали, что ставка Азербайджана исключительно на нефтяные деньги не оправдала себя. В 2015 г. было произошёл обвал маната, тесно связанный с обрушением цен на энергоносители. В этой ситуации глава Азербайджана И. Алиев поставил перед своими советниками задачу создать условия для диверсификации экономики. В частности, доходы от нефти должны были на новом этапе не быть основным источником пополнения государственного бюджета.

В этой ситуации «контракт века» уже не имеет того почти сакрального значения для страны, как прежде. И продажу активов Chevron надо рассматривать и в этом контексте.

Однако не исключено, что во всей этой ситуации есть и ещё одна подоплёка. В последние годы государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR реализует стратегию внешней экспансии. Основное поле этой экспансии – Турция, постсоветское пространство (в частности, Грузия, Украина и Белоруссия), Восточная Европа и даже Вьетнам.

Эксперты указывают, что SOCAR стремится выстроить полную производственную цепочку – от поставок нефти до сбыта нефтепродуктов. В качестве наиболее успешного такого проекта называется турецкое направление, где SOCAR получила не только долю в нефтепеработке, но и выгодные контракты (например, серию выгодных контрактов на поставку топлива в аэропорты, включая стамбульский)[5].

Выстраивание таких цепочек предполагает не только приобретение активов, но и также сложные комбинации с продажами, перепродажами и обменами активами. Возможно, что переход части АЧГ и доли в Баку-Джейхан к венгерской MOL Hungary Oil and Gas PLC – это часть более сложной операции по обмену активами и что в ближайшее время азербайджанская SOCAR станет собственником каких-то активов в Венгрии.

Новиков Владимир,

к. и. н., зав. отделом Кавказа Института стран СНГ

 

[1] Американская Chevron продала свои активы в Азербайджане // https://vesti.az/ekonomika/amerikanskaya-chevron-prodala-svoi-aktivy-v-azerbajdzhane-402202, дата обращения 17.05.2020.

[2] Chevron вынуждает сделать Алиева очередной выбор // https://regnum.ru/news/polit/2920721.html, дата обращения 17.05.2020.

[3] Добыча нефти с АЧГ сократилась в первом квартале // https://vesti.az/ekonomika/dobycha-nefti-s-achg-sokratilas-v-pervom-kvartale-404888, дата обращения 17.05.2020.

[4] Chevron вынуждает сделать Алиева очередной выбор // https://regnum.ru/news/polit/2920721.html, дата обращения 17.05.2020.

[5] Проценко Николай Азербайджан в нефтяной ловушке: новый кризис при слабом барреле неизбежен. EADaily 2020. 13 марта URl: https://eadaily.com/ru/news/2020/03/13/azerbaydzhan-v-neftyanoy-lovushke-novyy-krizis-pri-slabom-barrele-neizbezhen Дата обращения 17.05.2020.