Оппозиционный сайт Гундогар пишет, что Туркмении следует приготовиться к серьёзному и очень затяжному экономическому спаду.
Мечтам президента Бердымухаммедова о вводе в эксплуатацию четвёртой ветки газопровода Туркмения – Китай, намеченном на 2020 г., сбыться не суждено. Китаю теперь вряд ли понадобятся дополнительные объёмы топлива, да ещё настолько, чтобы вкладывать деньги в строительство инфраструктуры. В результате Туркмении, которая планировала ежегодно продавать в Китай дополнительно до 25 млрд куб. м газа, придётся недосчитаться около 4 млрд долл. в год одной только валютной выручки, без учёта ущерба от последствий дефицита столь значительной для туркменского бюджета суммы.
Государственные туркменские СМИ уже несколько лет твердят о 4-й ветке китайского газопровода, как о свершившемся факте. Её вроде бы начали строить в 2014 г., но так и не закончили. Зато за это время Туркмения успела потерять Россию и Иран в качестве альтернативных экспортных направлений, целиком увязнув в отношениях с прагматичным Китаем. Выданный КНР статус основного и практически единственного покупателя газа с самого начала позволил китайцам эффективно выкручивать своему «благодетелю» руки, год за годом добиваясь снижения закупочных цен.
Вдобавок Китай начал возвращать деньги, вложенные в обустройство месторождения «Галкыныш», питающего газопровод Туркмения — Китай. Один только комплекс сооружений по очистке природного газа от серы обошёлся в 12 млрд долл., и большую часть этой суммы Туркмения получила от Китая в виде пусть и льготного, но все равно не дешёвого кредита, по которому нужно платить.
В экономически развитых странах доходная часть государственного бюджета лишь на 5-8% складывается за счёт доходов от госсобственности и государственного сектора в экономике, включая её нефтегазовую отрасль. В Туркмении же экспорт природного газа, сырой нефти и продуктов нефтехимии формирует около 80% бюджета, или до 25% ВВП. Практически весь туркменский экспорт сегодня, то есть все имеющиеся в Туркмении реальные деньги – это газ, нефть, продукты нефтехимии и больше ничего существенного.
15 мая 2020 г.