Определяющим трендом апреля стал продолжающийся спад спроса на углеводороды, который по некоторым оценкам может составлять 29 млн баррелей в сутки в годовом исчислении. В этой связи новое соглашение в рамках ОПЕК+, предусматривающее снижение добычи с 1 мая на 9,7 млн баррелей в сутки уже не кажется таким радикальным. Большая часть бремени по сокращению добычи в рамках нового соглашения от 12 апреля ляжет на плечи России и Саудовской Аравии – в общей сложности 5 млн баррелей в сутки. Также сокращения добычи ожидаются от стран, не входящих в соглашение ОПЕК+, в частности, речь идёт о Бразилии, Норвегии и Канаде. Определённые действия по сокращению добычи ожидаются даже от США, никогда ранее к подобным соглашениям не присоединявшимся.
Такое единодушие на мировом рынке энергоносителей безусловно имело определённый стабилизирующий эффект. Однако ситуация далека от благоприятной. В марте Саудовская Аравия развязала полномасштабную ценовую войну в ответ на отказ российской делегации от предложенных условий по сокращению добычи. В результате представители Саудовской Аравии обещали наполнить рынок дешёвой нефтью, увеличив добычу. В условиях резко сократившегося спроса такие действия не возымели желаемого эффекта – спрос попросту отсутствует. Стоимость транспортировки саудовской нефти до клиента зачастую сильно превышала её собственную цену.
Более того, с момента резкого падения спроса в феврале до вступления в силу нового соглашения в рамках ОПЕК+ в хранилищах по всему миру скопилось рекордное количество запасов нефти. Так, по данным Bloomberg, Южная Корея, являющаяся одним из лидеров на рынке услуг хранения нефтепродуктов, приостановила сдачу в лизинг места в своих хранилищах. Аналогичная ситуация в Индии и Сингапуре. Некоторые СМИ сообщили, что в России арендуют железнодорожные цистерны для хранения нефти из-за нехватки мощностей традиционных хранилищ.
В сложившейся ситуации России придётся пересмотреть подход к хранению нефти. Ранее отрасль работала на основе концепции безграничного спроса, сейчас же требуются объёмные хранилища, которые помогут лучше управлять рынком, выполняя балансирующую функцию.
6 мая 2020 г.