Низкий спрос и высокое предложение давят на стоимость голубого топлива. Давление на цены, во-первых, оказывает политика Катара. Если на нефтяном рынке крупнейшим игроком является Саудовская Аравия, то на газовом – Катар, являющийся крупнейшим мировым производителем СПГ и в ближайшее время намеренный лишь наращивать предложение. Таким образом, катарцы готовы объявить ценовую войну.
Вторая причина – падение спроса. Рынок газа подчиняется сезонным трендам: потребление всегда идёт вниз весной, что приводит к росту запасов.
По данным Комитета по статистике, в январе – марте 2020 г. Казахстан экспортировал за рубеж природного газа на общую сумму 560 млн долл. Это на 124 млн меньше, чем в I квартале 2020 г. Физический объём поставок вообще оказался на четырёхлетнем минимуме. Произошло это из-за сокращения продаж на Украину (почти вчетверо – до 46,4 млн долл.) и Россию (втрое – до 16,3 млн долл.).
Главным покупателем казахстанского газа остаётся Китай. На него пришлось более 70% экспорта (более 400 млн долл.). Это говорит о том, что для республики гораздо важнее ситуация в Китае, чем катарская экспансия в ЕС. Учитывая, что Китай декларирует быстрое восстановление своей экономики, экспорт газа в этом направлении может вырасти. Поэтому можно говорить, что для Казахстана негативных предпосылок пока нет.
При этом природный газ остаётся одним из главнейших экспортных товаров республики – больше него в I квартале принесли только зарубежные продажи нефти и меди.
Одновременно со снижением экспорта газа РК наращивает его импорт. По сравнению с январём – мартом 2019 г. физический объём вырос на 43% (до 3,1 млрд куб. м), а в денежном эквиваленте и вовсе произошло увеличение более чем в два раза (до 213,7 млн долл.). Казахстан покупает голубое топливо в России (164,4 млн долл. при экспорте в эту страну в 16,3 млн) и Узбекистане (49,3 млн долл. при экспорте в 8,9 млн).
6 мая 2020 г.