Молдавия, как известно, подписала Третий энергетический пакет, то есть присоединилась к законодательству Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков, принятого Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 г. и вступившее в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счёт владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т. д.)[1]. Для Молдавии это означает, что поставкой, транспортировкой и распределением газа должны заниматься разные компании.
Однако на этом пути, учитывая негативное отношение России к этому Пакету, Молдавию может ожидать немало препятствий.
Во-первых, у «Газпрома» есть сильный рычаг воздействия на Кишинёв в связи с многомиллиардной задолженностью Молдавии за поставки российского газа. Так, несмотря на то, что в финансовой отчётности «Газпрома» за 9 месяцев 2019 г. долги Moldovagaz были квалифицированы как ожидаемые убытки от кредитования, в отчёте за четвёртый квартал 2019 г. «Газпром» заявил, что это прямой долг Республики Молдова. С юридической точки зрения, незначимо, что более 90% накопленной задолженности принадлежит приднестровскому региону.
Администрация Moldovagaz неоднократно заявляла, что долги, на которые претендует «Газпром», накапливает Tiraspoltransgaz, и что она лишена возможности влиять на тираспольскую компанию, чтобы заставить оплачивать потребление российского газа. Однако в соответствии с молдавским законодательством, в частности, с Законом № 173 от 22.07.2005 г. «Об основных положениях особого правового статуса населённых пунктов левобережья Днестра (Приднестровья), Приднестровская Молдавская Республика является «неотъемлемой составной частью Республики Молдова»[2]. Соответственно, с формально-юридической точки зрения её юрисдикция распространяется и на ПМР, в том числе на её хозяйственную деятельность.
В связи с этим, при утверждении плана о разделении/ реорганизации оператора системы транспортировки природного газа «Молдаватрансгаз» неизбежно возникнет спорный вопрос, связанный с позицией газового оператора в Приднестровье «Тираспольтрансгаз».
Тем временем в декабре 2019 г. «Газпром» подал очередной иск в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации о взыскании долга с Moldovagaz в размере 246,1 млн долл. за природный газ, поставленный в 2017 г. Необходимо отметить, что каждый год, начиная с 2008 г., «Газпром» инициирует судебные процессы против Moldovagaz в московском арбитраже за неуплату поставленного Молдавии газа и выигрывает. Как следствие, право «Газпрома» взыскать долги с Moldovagaz легализовано и, может быть, инициировано исходя из сложившихся обстоятельств.
Лавренов Сергей Яковлевич, д. п. н., проф., заведующий отделом Молдовы и Принестровья Института стран СНГ
[1] Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России // https://ria.ru/20130530/933499962.html, дата обращения: 28 февраля 2020 г.
[2] Закон №173 от 22.07.2005. Об основных положениях особого правового статуса населённых пунктов левобережья Днестра (Приднестровья) // http://lex.justice.md/index.php?action=view&id=313004&lang=2&view=doc, дата обращения 18.03.2020.