Властями Армении вновь предпринимается попытка включить в армяно-иранскую экономическую повестку отложенный ещё в 2012 г. вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в армянском пограничном городе Мегри. Так, в конце февраля с подобным заявлением выступил заместитель министра иностранных дел Армении Ш. Кочарян, отметивший стратегическую значимость этого проекта для обеих стран[1].
Для объективной оценки геоэкономической составляющей данной риторики обратимся к некоторым техническим аспектам возможного функционирования НПЗ в Армении. Вопрос следует рассматривать в непосредственной привязке к транспортно-логистическим решениям по осуществлению поставок иранской нефти. Для осуществления поставок нефти из Ирана предлагается два решения:
- Построить армяно-иранский нефтепровод;
- Осуществлять поставки по уже существующему газопроводу Иран — Армения.
Следует, прежде всего отметить, что в 2010–2012 гг., когда проект ещё входил в официальную повестку Еревана и Тегерана, стоимость строительства нефтепровода из Ирана в Армению оценивалась в 250 млн долл., разумеется, без НПЗ. Согласно международному опыту, главными бенефициарами подобных проектов выступают страны, экспортирующие энергоресурсы. В данном случае таковым является Иран. Следовательно, в соответствии с канонами жанра, с заявлением о создании такой инфраструктуры должна была выступить именно иранская сторона, выразив готовность выделить средства для реализации проекта. Однако очевидно, что, учитывая текущие геополитические процессы, в частности ужесточение санкционного режима в отношении Ирана, финансовые возможности последнего крайне ограничены и большая их часть направляется на решение комплекса внутренних социально-экономических проблем. В целом в условиях резкой девальвации иранского риала и продолжающейся рецессии сложно представить, что Тегеран сегодня готов пойти на подобный шаг.
Также следует учесть скромные объёмы армянского рынка и ограниченные возможности экспорта произведённых в Армении нефтепродуктов в третьи страны. Очевидно, что в условиях антииранских санкций Грузия не захочет присоединяться к «нефтяному коридору» Иран — Армения — Грузия, точно так же, как в 2016 г. не присоединилась к своповому газовому коридору с аналогичной логистикой. Более того, на грузинском топливном рынке из года в год увеличивает своё присутствие азербайджанская госкомпания «Сокар», не только увеличивая поставки природного газа и нефтепродуктов, но также скупая инфраструктуру. Следовательно, вопрос следует рассматривать ещё и в контексте региональной геополитической конкуренции.
Что касается второго сценария — поставки иранской нефти по газопроводу Иран — Армения, то очевидно, что он включает в себя немалое количество технических и экономических рисков. Конечно, технически такие поставки возможны. Имеется даже прецедент: для поставки нефти с Красного моря в Персидский залив Саудовская Аравия несколько раз использовала свою газотранспортную инфраструктуру. Однако это не превратилось в постоянную практику, так как каждый раз после перегонки нефти по газопроводу его необходимо очищать с помощью специального поршня, что является довольно затратным процессом. Более того, данная практика приемлема лишь для одноразовой перегонки нефти, в противном случае целесообразно перепрофилировать трубопровод, что, конечно, дешевле, чем строительство нового нефтепровода, однако также требует серьёзных вложений.
Не вызывает сомнений, что данный сценарий ни в коем случае не может быть оправдан для Армении, так как перепрофилирование газопровода Иран — Армения лишит страну возможности диверсифицировать поставки природного газа, что нанесёт урон по системе энергетической безопасности.
Сегодня одним из базовых приоритетов армяно-иранского экономического сотрудничества является увеличение объёмов поставок в рамках бартерной сделки «газ в обмен на электроэнергию», что диктует сторонам поэтапно увеличивать использование возможностей газопровода (его пропускная способность составляет 2,3 млрд куб. м в год, тогда как по итогам 2019 г. поставки по нему составили всего 330 млн куб. м).
С другой стороны, предлагаемый сценарий противоречит также заявлениям армянских властей о необходимости осуществления своповых поставок природного газ из Туркмении в Армению по территории Ирана.
Следовательно, заявления о строительстве нефтеперерабатывающего завода и поисках путей поставок иранской нефти в Армению в целом представляются преждевременными, особенно в условиях непозволительно медленных темпов строительства третьей воздушной ЛЭП Иран — Армения, призванной увеличить экспорт электроэнергии из Армении и укрепить её позиции на региональном рынке.
Маркаров Александр Александрович, д. пол. н., проф.,
Давтян Ваге Самвелович, д. пол. н.
[1] Нефть для НПЗ в Мегри может поставляться по газопроводу Иран – Армения // https://ru.armeniasputnik.am/economy/20200206/21955638/Neft-dlya-NPZ-v-Megri-mozhet-postavlyatsya-po-gazoprovodu-Iran-Armeniya.html, дата обращения 12.03.2020.