На протяжении последних лет Белоруссия последовательно утрачивала способность влиять на транзитную политику в нефтяной сфере, в то время как Россия, напротив, усиливала их, посредством создания альтернативных маршрутов поставок нефти в европейском направлении.
Ключевым фактором в этой схеме стали терминалы портов Усть-Луги, Приморска и Новороссийска, через которые в январе – феврале 2020 г. была экспортирована нефть, изначально предназначенная для белорусских НПЗ. Иными совами, благодаря предпринятым ранее действиям упреждающего характера, Россия не испытывает никаких трудностей в связи с проволочками в белорусско-российском диалоге по нефтяной теме. Более того, учитывая, что поставки на любой другой рынок за пределами ЕАЭС для российского бюджета предпочтительней, так как в этом случае компании платят в бюджет экспортную пошлину, в сложившихся обстоятельствах белорусский маршрут становится откровенно неконкурентоспособным[1].
В свою очередь, белорусская нефтяная отрасль продолжает пребывать в состоянии стагнации. Белорусские НПЗ работают на минимальном уровне загрузки сырьём – 50% в январе – феврале относительно аналогичного прошлого года. Эти объёмы позволяют предприятиям поддерживать технологические процессы и обеспечивать нефтепродуктами только внутренний рынок, но не выполнять свои экспортные обязательства, при том, что доля экспорта нефтепродуктов в экспортной выручке Белоруссии до кризиса составляла порядка 20%.
С учётом положения концерн «Белнефтехим» принял стратегию упора на завершение начатых инвестпроектов, позволяющих: увеличить выход светлых нефтепродуктов, оптимизировать загрузки производственных мощностей и повысить эффективность продаж. Ожидаемый от этих мер экономический эффект оценивается в 36 млн долл., что не позволит концерну в полной мере компенсировать потери и не исключает дальнейшей вынужденной «корректировки» цен на нефтепродукты[2].
Пытаясь компенсировать дефицит сырья, Минск по согласованию с российской стороной предпринял действия по отбору технологической нефти из участка нефтепровода «Дружба», незадействованного в транзите российского сырья[3].
Параллельно ведётся поиск как альтернативных поставщиков нефти в республику, так и наиболее оптимальных с точки зрения логистики маршрутов её доставки. Сообщается, что какой-либо конкретики, способной положительным образом повлиять на ситуацию, пока нет. Так, переговоры с Польшей на предмет реверсных поставок нефти в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» (схема была апробирована в 2019 г., когда загрязнённую нефть возвращали из Гданьска в Россию) предполагают регулярные остановки, ввиду невозможности качать нефть в обоих направлениях одновременно. Остаются несогласованными и поставки нефти из Казахстана. Потенциальный поставщик ссылается на позицию России, которая якобы не даёт согласия на использование своей территории для транспортировки сырья. Однако эксперты не исключают, что Казахстан просто не заинтересован продавать белорусам нефть беспошлинно, как это предусмотрено правилами торговли в рамках ЕАЭС[4].
В качестве временной меры Минск ввёл практику разовых поставок нефти в республику из разных доступных источников. По признанию руководства белорусского концерна «Белнефтехим», данные закупки имеют сомнительную рентабельность и рассматриваются руководством страны исключительно как вынужденные.
Тем временем в условиях неопределённости работы белорусских НПЗ российские компании, имеющие АЗС в Белоруссии («Лукойл», «Роснефть», «Газпромнефть» и «Татнефть»), стали закупать топливо для своих нужд у группы «Сафмар», поставляющей нефть на белорусские НПЗ по схеме, при которой нефть «материнской» компании перерабатывается её «дочкой», после чего готовые продукты передаются собственнику сырья с выплатой премии переработчику. В концерне «Белнефтехим» ограничения по отгрузке топлива на АЗС пока отрицают [5]. Однако если ситуация не изменится в положительную сторону, с началом с/х работ перебои вполне возможны.
Согласно прогнозам планово-экономического управления белорусского концерна «Белнефтехим» потери двух белорусских НПЗ в 2020 г. из-за удорожания сырья за счёт российского налогового манёвра удвоятся относительно предыдущего года, в котором они составили 330 млн долл. (130 млн долл. — это потери бюджета и 200 млн долл. — НПЗ). Между тем при закупках Минском нероссийской нефти потери составят от 1 млрд. долл. Это показал прошлый опыт Белоруссии с закупками венесуэльской (азербайджанской) нефти и недавний — с норвежской. Согласно расчётам российских экспертов даже после завершения налогового манёвра (2024 г.) российская нефть окажется для Белоруссии в приоритете в силу логистики (порядка 10 долл. за баррель)[6].
Глеб Волков
[1] Выдержит ли Белоруссия испытание нефтяной альтернативой? // https://www.belrynok.by/2020/02/05/vyderzhit-li-belarus-ispytanie-neftyanoj-alternativoj/, дата обращения 10.02.2020.
[2] «Белнефтехим»: потери НПЗ от налогового манёвра в 2020 г. будут ещё больше // https://sputnik.by/economy/20200210/1043912120/Belneftekhim-poteri-NPZ-ot-nalogovogo-manevra-v-2020-godu-budut-esche-bolshe.html, дата обращения 07.02.2020.
[3] «Транснефть»: забор нефти из «Дружбы» не скажется на транзите в Европу // https://sputnik.by/economy/20200211/1043916907/Transneft-zabor-nefti-iz-Druzhby-ne-skazhetsya-na-tranzite-v-Evropu.html, дата обращения 10.02.2020.
[4] Эксперт из РФ считает, что Казахстан не хочет поставлять нефть в Белоруссию // https://sputnik.by/press_center/20200211/1043923965/Ekspert-iz-RF-schitaet-chto-Kazakhstan-ne-khochet-postavlyat-neft-v-Belarus.html, дата обращения 10.02.2020.
[5] Нефтекомпании из РФ начали закупку топлива для АЗС в Белоруссии у «Сафмара» // https://sputnik.by/economy/20200207/1043897116/Neftekompanii-iz-RF-nachali-zakupku-topliva-dlya-AZS-v-Belarusi-u-Safmara.html, дата обращения 10.02.2020.
[6] Российская нефть будет выгоднее для Белоруссии даже после «налогового манёвра» – эксперт // http://eurasia.expert/rossiyskaya-neft-vygodnee-belarusi-dazhe-posle-nalogovogo-manevra/, дата обращения 10.02.2020.