Значимость нефтегазового сектора в экономике России остаётся существенной, несмотря на растущее значение ненефтегазового сектора. Особенно чётко прослеживаются эти тенденции в данных по экспорту РФ. Учитывая значимость нефтегазового экспорта в экономике России, мониторинг цен на нефть и газ рассматривается как инструмент анализа и прогнозирования перспектив экономического развития страны с учётом высокой волатильности мирового рынка нефти и газа. При этом необходимо отметить, что динамика цен (рост или падение) не имеет прямой корреляции с изменением ВВП страны. Рост цен на нефть или газ может обусловить не только увеличение экспортной выручки, но и привести к удорожанию топлива для конечных потребителей внутри страны. Таким образом, рост цен может стать причиной снижения покупательской способности, уровня жизни, роста себестоимости производимой продукции. Все эти факторы приводят к необходимости тщательного и всестороннего анализа состояния нефтегазового сектора и изменения цен, обуславливая их актуальность.
С учётом заявления управления по энергетической информации (EIA) Минэнерго США в декабре об увеличении добычи сланцевой нефти на 49 тыс. баррелей по отношению к ноябрю, встреча в этом же месяце стран-участниц ОПЕК+ является логичным ответом. Результатом этой встречи стала договорённость о сокращении добычи нефти на 1,7 млн баррелей в сутки, что подтверждает регуляторные функции организации. Саудовская Аравия дополнительно сократит добычу еще на 400 тыс баррелей в сутки. Таким образом, предпринятые меры можно рассматривать как действенный инструмент регулирования цен на нефть (рост цен в декабре), и противостояния агрессивной политике США на нефтегазовом рынке.
Специфика ценообразования на рынке нефти и газа обуславливает высокий уровень чувствительности к различного рода факторам и рискам, к которым можно отнести:
- заявления президента США о готовности активно сдерживать рост цен путём вывода на рынок стратегического нефтяного запаса.
- намерение Великобритании развивать ряд проектов по добыче сланцевой нефти в Северном море.
- публикация отчётов в конце декабря, свидетельствующих о снижении уровня добычи самостоятельно эксплуатируемых в США скважин сланцевой нефти относительно первоначального прогноза.
- авиаудары США по объектам в Ираке в конце декабря 2019– начале января 2020 г., которые были тревожно восприняты трейдерами.
В наступившем году снижение волатильности рынка представляется маловероятным. Существенная часть рисков сохраняется в связи с агрессивным отстаиванием США своих геополитических и экономических интересов. В частности, весьма ощутимыми для рынка могут стать возможные последствия военных кампаний США в Ираке и Сирии. Негативно воздействует на цены и продолжение торгового противостояния между США и Китаем за счёт снижения прогноза экономического роста.
Противоположным фактором мог бы стать рост потребления энергоресурсов в Индии и Китае, характерный для 2019 г., но из-за обнаруженного в декабре 2019 г. коронавируса в КНР ситуация радикально изменилась. Мировой спрос на нефть в первом квартале уже снизился на 900 тысяч баррелей в сутки из-за сокращения авиаперевозок в связи с попытками ограничить распространение инфекции. Ситуация усугубляется тем фактом, что пик ограничительных мер совпал с новогодними каникулами в Китае, временем, когда местное население путешествует больше всего. Немалые убытки вирус принесет и всей китайской промышленности, что в свою очередь неизбежно отразится на рынке углеводородов. По некоторым данным потребление нефти в Китае уже снизилось на 20%.
Ключевое значение будут также иметь последствия соглашения в рамках ОПЕК+, а именно, насколько точно будут соблюдаться существующие договорённости. В результате отступления ряда стран от условий подобных соглашений в прошлых периодах, существует реальная возможность выхода России и Саудовской Аравии из ОПЕК+ по окончании первого квартала 2020 г. На данный момент эксперты расходятся во мнении относительно возможного влияния подобного сценария на ценообразование на рынке.
В условиях снижающегося спроса на нефть существует вероятность переноса переговоров по уровню добычи нефти с марта на середину февраля, так как существует необходимость оперативной реакции участников сделки на новые вызовы.
Встреча «Нормандской четвёрки», безусловно, стала ключевым событием декабря 2019 г. для газового рынка. В результате встречи были достигнуты договорённости о сохранении транзита российского газа через территорию Украины на 5 лет. Транзитный тариф при этом должен быть определён независимым регулятором. Сделке во многом поспособствовали взаимные уступки. В частности, «Газпром» в конце декабря 2019 г. выплатил «Нафтогазу» 2,9 млрд. долл. по решению Стокгольмского арбитража, а Украина отказалась от остальных претензий по действующим контрактам с «Газпромом».
В начале января 2020 г. состоялось открытие первой нитки газопровода «Турецкий поток». Ряд экспертов выразил опасение, что в связи с переизбытком газа на европейском рынке, время для запуска не самое благоприятное, однако, такая ситуация в любом случае будет носить временный характер.
По предварительным оценкам Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2019 г. снизились на 12%, что во многом объясняется применением налогового манёвра, подразумевающего предоставление отрицательного акциза на нефть. Средние цены на нефть при этом сократились за год на 9%. Рост ненефтегазовых доходов составил 17,5%. Ослабление рубля в этом случае сыграло положительную роль для динамики доходов.
По итогам Послания президента Федеральному собранию 15 января 2020 г. был заявлен ряд мер социальной поддержи населения. По подсчётам Минфина дополнительные расходы до 2024 г. составят 4,128 трл руб. Большая часть (90%) будет финансироваться из федерального бюджета. Это потребует около 750 млрд руб. в год. Одна из возможных мер для выполнения столь амбициозной задачи – ослабление бюджетного правила за счёт увеличения базовой цены на нефть в 2020 г.
2020 г. будет непростым как для рынка углеводородов в целом, так и российской экономики в частности. Многое определится уже в ближайшие месяцы по итогам новой встречи стран-участниц ОПЕК+, а также эффективности мер борьбы с коронавирусом в Китае и во всем мире.
Профицит федерального бюджета за 2019 г. составил 2 трлн руб. (1,8% ВВП). Значительная часть нефтегазовых доходов в соответствии с бюджетным правилом была направлена на валютный рынок. В целом за 2019 г. объём операций по приобретению валюты Минфином РФ за счёт дополнительных нефтегазовых доходов составил 2936,4 млрд руб. (около 37% общего объёма нефтегазовых доходов), что на 30% меньше, чем в 2018 г. Из-за ослабления рубля объёмы приобретения валюты в 2019 г. сократились по сравнению с показателями 2018 г. более чем на 33%.
С учётом операций Минфина на валютном рынке, базовые нефтегазовые и ненефтегазовые доходы составили в 2019 г. 17,3 трлн руб., что меньше объёма расходов почти на 1 трлн руб.[1]
Кришталь И.С. к.э.н., доц.
[1] https://www.finam.ru/analysis/forecasts/perspektivy-izmeneniya-byudzhetnogo-pravila-20200204-133933/