Начало 2020 г. в Армении ознаменовалось активизацией в общественно-политическом дискурсе одной из наиболее болезненных тем – возможного пересмотра внутренних тарифов на природный газ. И хотя сама компания «Газпром Армения», являющаяся единственным оператором газотранспортной системы республики, не подавала заявки о пересмотре тарифов в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ), всё же заявление председателя комиссии о вероятности такого развития, а также неоднозначный комментарий пресс-службы самой компании позволили прийти к выводу, что рост внутренних тарифов неизбежен.
Впрочем, и без указанных заявлений начиная с января 2019 г. было очевидно, что компания будет вынуждена пойти на пересмотр тарифной политики, что прежде всего может быть обусловлено бизнес-моделью функционирования самой компании, а также повышением цены на границе Армении на 15 долл. с 1 января 2019 г.
Как известно, внутренний тариф (290 долл. за 1000 куб. м) включает в себя такие расходы, как цена газа на границе (165 долл. за 1000 куб. м), расходы на газотранспортную и распределительную сети, операционные расходы (в том числе зарплата, доля которой в действующем тарифе составляет около 10%, средняя зарплата на предприятии – около 470 долл.), а также экономическую прибыль. Последняя определяется пунктом 2 статьи 2 приложения к договору «Об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности закрытого акционерного общества «АрмРосгазпром»», подписанного в декабре 2013 г. («газовые соглашения»). Согласно договору, внутренняя норма доходности (IRR) для уже переименованной 100%-й дочки ПАО «Газпром» – компании «Газпром Армения» – определена на уровне 9% в год. При этом данная норма рассчитывается с тех 300 млн долл., за которые «Газпром» купил находившиеся в собственности Республики Армения 20% акций компании. К ним необходимо добавить также инвестиции и инфляцию, достигшую за эти годы 6,2%, однако, не учитываемую при расчёте прибыли компании.
Вместе с тем, в газораспределительной сети Армении потери газа продолжают оставаться на достаточно высоком уровне – 6,69%, из которых 4,64% – в трубах большого диаметра, 2,05% – в трубах малого диаметра. В конечном тарифе эти потери доходят до 11 долл. на 1000 куб. м.
Таким образом, учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию, а также рост цены на газ на границе, руководство компании «Газпром Армения» в течение всего 2019 г. применяло весьма жёсткую риторику, заявляя о невозможности дальше сдерживать рост внутренних тарифов за счёт своих средств. При этом компанией принято решение о сокращении своего кадрового состава на 1000 единиц. Отметим, что в настоящее время численность персонала компании составляет 5783 человека, причём такое количество определено техническими нормативами (необходимым числом сотрудников на каждую тысячу километров труб). Следовательно, ожидаемое сокращение персонала также несёт в себе серьёзные риски, относящиеся прежде всего к вопросам безопасного и эффективного технического управления газотранспортной системой страны.
Другая сторона вопроса относится к цене на границе, переговоры вокруг которой между Ереваном и Москвой длились более года. Сегодня, однако, учитывая ситуацию на мировых рынках, решение ПАО «Газпром» продолжить в 2020 г. поставлять в Армению природный газ по цене 2019 г. (т.е. 165 долл.) можно охарактеризовать как провал переговорного процесса. Как известно, в настоящее время на мировом рынке цена на природный газ продолжает падать. Достаточно отметить, что зимой 2019-2020 гг. цена на поставляемый из России природный газ в Европе понизилась до рекордных 120 долл. США, что в первую очередь обусловлено мягкой зимой и избытком «голубого топлива» в европейских газовых хранилищах. При этом некоторые импортёры российского газа на постсоветском пространстве вполне умело пользуются данной ситуацией. Так, ещё осенью 2019 г. было принято решение о применении для поставок газа в Молдавию цены 173 долл., тогда как с начала года цена доходила до 235 долл. Более того, по словам президента Молдавии Игоря Додона, с 1 апреля 2020 г. «Газпром» может предоставить дополнительную скидку в 70 долл.[1]
На этом фоне сохранение цены для Армении на уровне 2019 г., а также высокая вероятность повышения внутренних тарифов свидетельствует о том, что российско-армянские «газовые переговоры» не привели к ожидаемым для Еревана результатам, создавая при этом дополнительные социал-экономические риски, чреватые расшатыванием внутриполитической ситуации.
Маркаров Александр Александрович, д.пол.н., проф.
Давтян Ваге Самвелович, д.пол.н.
[1] Россия дает Молдове скидку на газ // https://newsmaker.md/rus/novosti/rossiya-dayot-moldove-skidku-na-gaz-kogda-i-na-skolko-on-podesheveet/