26 ноября, за несколько дней до запуска первой очереди «Силы Сибири», премьер-министр Республики Казахстан Аскар Мамин на заседании сената сообщил, что он официально предложил России, чтобы вторая очередь газопровода проходила через территорию Казахстана: «Проект находится в разбаботке… Сегодня идёт согласование цены на газ по проекту «Сила Сибири — 2». Мы предложили российской стороне, чтобы он прошёл по территории Казахстана с выходом на рынок Китайской Народной Республики. И есть другой вариант – от Барнаула подключение к газотранспортной системе уже непосредственно», – сказал Мамин.
Руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган поясняет: «В Казахстане умеют считать деньги и при строительстве энергетической инфраструктуры предпочитают не закапывать их в землю, а просчитывать эффективность каждого потраченного тенге. Поэтому им эффективнее и проще построить трубу из Барнаула, ведь в этом случае её длина будет вдвое короче, чем из «Сарыарка». Или даже ещё лучше пролоббировать строительство через территорию Казахстана, пообещав гарантированный минимум потребления, чтобы окупить вероятное увеличение строительной сметы».
Вместе с тем проект возбудил сомневающихся и открытых противников газопровода. Так, Панает Саулиди, занимающийся газификацией городов и объектов Казахстана, считает, что Россия никогда не станет прокладывать газопровод через чью-либо территорию, если есть вариант обойтись без стран-транзитёров. Глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону британского форума IHS Markit Мэтью Сейгерс также полагает, что российско-китайский газопровод через Казахстан построен не будет: «Возможность получения российского газа в Восточном Казахстане очень низка, согласно нашим прогнозам. Ни Россия, ни Китай не заинтересованы в транзитных странах для своих трубопроводных проектов. Я думаю, они хотят избежать, если возможно, участия транзитных стран. Нет большого желания повторить опыт России с Украиной и Белоруссией», – заявил британский эксперт. Он уверен, что последнее слово в одобрении транзита через Казахстан остается за Китаем, который может начать играть на ценах.
9 декабря 2019 г.