Потери Белоруссии после российского налогового манёвра

Белорусское руководство продолжает возлагать надежды на возмещение Россией потерь от налогового манёвра в нефтяной сфере, и на то имеются серьёзные причины. Дело в том, что в случае отрицательного развития событий в данном вопросе эксперты прогнозируют существенный спад в социально-экономической сфере Белоруссии.

Так, специалисты Международного валютного фонда предвидят потери в белорусской экономике в размере 5% от ВВП до 2024 г., если Россия не будет компенсировать потери своему союзнику. Не менее проблемной видится ситуация с последствиями от эксплуатации грязной нефти – по состоянию на данный момент доходы нефтеперерабатывающей отрасли страны от экспорта нефтепродуктов в денежном выражении снизились на 1,8 млрд долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, статистические показатели белорусской экономики фиксируют значительное уменьшение темпов роста практически во всех ключевых отраслях, которые напрямую или косвенным образом завязаны на российские углеводороды[1].

С тем чтобы частично выправить критическое положение, белорусская сторона продолжает настаивать на повышении с 1 августа тарифа на транзит российской нефти – на 21,7%, о чём белорусский оператор уже в третий раз в текущем году уведомил руководство «Транснефти». Однако в российской компании считают невозможным в настоящий момент произвести корректную оценку «выпадающих доходов» и определить справедливый размер повышения тарифов. Причиной тому является отсутствие итоговых данных, которые станут известны только в конце года[2].

В целом же в правительстве России по-прежнему настаивают на переходе к новым экономическим отношениям, которые подразумевают отказ от практики бесконтрольного патернализма в пользу партнёрства на взаимовыгодных условиях. Сохранение же старой схемы, в рамках которой существовал особый льготный режим для Белоруссии, возможно лишь в случае дальнейшей и реальной интеграции в рамках Союзного договора. Как известно, на повестке дня в проекте Союзного договора остались только стратегические вопросы, каждый из которых потребует отказа государств-участников, а значит, и их руководителей от части суверенных прав и делегирования их на союзный наднациональный уровень. Поэтому прогресс в этом направлении если и возможен, то он, безусловно, потребует много времени на согласование позиций. Времени, которого у Минска как раз нет.

Именно по этой причине в Минске предпочитают придерживаться консервативных настроений, базирующихся на той политической платформе, что вопрос компенсации потерь от налогового манёвра в России в нефтяной сфере, равно как и тарифные аспекты в области энергетики, нельзя связывать с вопросом углубления интеграции двух государств, а следует решать в отдельном порядке, так как эти темы не связаны между собой и инициировались в рамках различных соглашений и договоров[3].

Г. ВОЛКОВ,

кандидат политических наук,

независимый эксперт

 

[1] Компенсация за налоговый манёвр для Белоруссии: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями // URL: https://www.belrynok.by/2019/07/11/kompensatsiya-za-nalogovyj-manevr-dlya-belarusi-kak-minimum-cherez-neskolko-let-i-s-paketnymi-usloviyami/
[2] Белоруссия хочет увеличить стоимость транзита российской нефти почти на 22% // URL: https://sputnik.by/economy/20190711/1041997130/Belarus-khochet-podnyat-tarif-na-tranzit-rossiyskoy-nefti-pochti-na-22.html

[3] Семашко: вопрос компенсации налогового манёвра надо было решать с 31 января // URL: https://sputnik.by/economy/20190716/1042056982/Semashko-vopros-kompensatsii-nalogovogo-manevra-nado-bylo-reshat-s-31-yanvarya.html