Уровень жизни в Южной Осетии в 2019–2020 гг. в контексте нефтегазовой политики РФ

В республике Южная Осетия в 2020 г. был отмечен серьёзный рост цен на товары. Основных причин было две. Первая – вступление в силу в январе 2020 г. «Соглашения об интеграции таможенных органов Республики Южная Осетия с таможенными органами Российской Федерации», вводящего на АПП на Транскавказской магистрали правила Таможенного союза.

Каждую позицию ввозимых в республику товаров стало необходимо декларировать и не допускать превышения разрешенного к провозу веса. Также на каждую позицию стало нужно предъявить необходимые для оформления документы. За соблюдением этих правил был усилен контроль. При этом региональная особенность провоза через границу товаров владельцами небольших магазинов в том, что они закупают в России значительное количество наименований товаров при небольшом количестве единиц каждого товара и перевозят их в легковых автомобилях. Новые правила вызвали серьёзные трудности для выполнения у предпринимателей и привели к появлению между продавцами и покупателями посредников, занимающихся оформлением товара, что создало дополнительные издержки.

Второй причиной повышения цен в республике стали карантинные меры, принятые в связи с пандемией коронавируса. С марта по сентябрь товары в Южную Осетию из России ввозили по специальному графику небольшими партиями. В результате прилавки магазинов опустели, а цены в республике выросли. По официальным данным, на товары первой необходимости с марта по август 2020 г. рост цен в республике составил 17,6%.

При этом цены на любые услуги в республике остались в 2020 г. без изменений. Тариф на газ и, соответственно, ИПЦ на газ в Южной Осетии не менялся с 2016 до 2020 г. включительно и составлял 4,27 руб. за 1 куб. м для населения и 5,30 руб. за 1 куб. м для прочих потребителей. Собираемость абонентской платы за газ в 2019 г. составила 58,4%, в 2020 г. – 56,7%.

Российский газ на протяжении 10 лет, до 2019 г., поступал только в столицу Южной Осетии. В 2019 г. Президент Южной Осетии А. Бибилов и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер договорились о начале работ по газификации 192 населённых пунктов, в соответствии с планом, разработанным в 2015 г. Газификация должна была начаться в 2020  г., однако пандемия привела к переносу даты начала работ на 2021 г. Самому проекту предшествовали консолидация в 2018 г. в собственности «Газпрома» 100% акций «Газпром – Южная Осетия» и взятие на себя российской компанией обязательств по инвестированию в газификацию Южной Осетии не менее 2 млрд руб. в течение 5 лет. В результате реализации проекта годовой объём поставляемого газа к 2025 г. должен будет увеличиться в пять раз и достигнуть до 190 млн куб. м, а также будут обновлены уже проложенные газовые коммуникации.

Россия является единственным поставщиком нефтепродуктов в республику. В 2019 г. поставки в республику составили 8 тыс. т бензина марки АИ-92, 1,1 тыс. т дизеля и 2,7 тыс. т нефтяного битума. Всего Россия в 2019 г. поставила товары следующих категорий: минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные на сумму 17,5 млн долл. В 2020 г. объём поставок был запланирован на аналогичном уровне, однако в связи с последствиями пандемии коронавируса Россия получила доход от поставок товаров указанных категорий только в размере 13 млн долл., что на 24% меньше, чем в 2019 г.

Осенью 2019 г. в России был принят закон, согласно которому экспортные таможенные пошлины на низкооктановый бензин, дизельное топливо и битум для республики Южная Осетия были упразднены. Объём беспошлинных поставок должен согласовываться сторонами ежегодно.

При этом стоимость бензина и дизеля не менялась в республике с февраля 2019 г. Цена бензина на государственных автозаправках для потребителей в республике на начало 2019 г. составляла 39 руб. за литр марки АИ-92, 46 рублей – за литр дизельного топлива. В феврале 2019 г., согласно указу президента Южной Осетии, стоимость бензина АИ-92 для населения была снижена до 35 руб., дизеля – до 41 руб. Данная цена не менялась до апреля 2021 г.

Среднемесячные денежные расходы на душу населения в республике в 2019 г. составили 10 346,1 руб., в 2020 г. – 9 994,3 руб.

Среднемесячные денежные доходы на душу населения Южной Осетии в 2019 г. составили 10 701,2 руб., в 2020 г. – 10 852,4 руб.

Средняя заработная плата в 2019 г. составила 18 915 руб., в 2020 г. –19 673 руб. Средний размер пенсий в 2019 г. составил 7 200 руб., в 2020 г. – 7 736 руб.

Величина прожиточного минимума на начало III кв. 2019 г. равнялась 11 282 руб. для трудоспособного населения и 8 576 руб. – для пенсионеров. В IV кв. 2020 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения стал 12 420 руб., для пенсионеров – 9 448 руб.

Объём денежных переводов из России в Южную Осетию, по данным ЦБ РФ, составил в 2019 г. 303 тыс. долл., а в 2020 г. – 281 тыс. долл. (см. рис. 1).

Рис. 1. Денежные переводы в Республику Южная Осетия из Российской Федерации в 2019–2020 гг., тыс. дол. Составлено автором по данным Центрального банка России // URL: https://cbr.ru

Таким образом, в 2020 г. по ряду причин в республике наблюдалось снижение доходов населения и рост цен на товары. Тарифы на ЖКХ, в том числе и на газ, остались без изменений в сравнении с предыдущим годом, что позволило не создавать дополнительную финансовую нагрузку для населения Южной Осетии.

Стабильность цен на топливо в республике также позволила не создавать дополнительные издержки при транспортировке товаров, однако цены всё равно выросли из-за сложностей на АПП между Россией и Южной Осетией, возникших в связи с коронавирусной инфекцией и усилением контроля над соблюдением законодательства в таможенной сфере.

Кузнецова Юлия,

научный сотрудник отдела Диаспоры и интеграции Института стран СНГ